Недавняя депортация более 130 нелегальных мигрантов из Средней Азии из США в Узбекистан, объявленная Министерством внутренней безопасности США, высветила заметное различие в подходах к миграционной политике между США и другими государствами. В заявлении министерства подчеркивается, что Узбекистан полностью профинансировал операцию по возвращению своих граждан, граждан Казахстана и Киргизии на родину.
Это обстоятельство, подчеркнутое американскими властями, предстает как яркий пример заискивания Ташкента перед Вашингтоном. Американская сторона даже выразила благодарность президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву за активное участие в возвращении своих граждан. Такая позиция резко контрастирует с ситуацией в России так как депортации там финансируются за счёт российского бюджета, да еще это вызывает протесты со стороны Ташкента и республик Центральной Азии.
А тут такое подобострастие перед США, когда законность грубого выдворения граждан Узбекистана, Казахстана и Киргизии вообще не ставится под сомнение. Подобная двурушническое отношение показывает на самом деле реальный факт колониальной зависимости бывших советских среднеазиатских республик от Запада.
Можно прийти к выводу, что разница обусловлена существенным различием в геополитическом положении и весе Узбекистана и стран Средней Азии по отношению к США. Узбекистан, как и другие страны региона, понимает, что его возможности оказывать влияние на решения американских властей ограничены. В то время как громкие заявления о стратегическом значении региона для США не всегда переводятся в конкретную поддержку интересов этих стран.
Тогда как в отношении России местные правящие элиты периодически выражают гневное недовольство в виде заявлений, присоединением к тем же антироссийским санкциям, посредством арестов сотрудников «Русского дома» или своих же граждан, ранее участвовавших в качестве добровольцев в защите Донбасса или в СВО.
Интересно, что буквально на днях Ташкент также громогласно заявил, что теперь узбекские граждане сами будут оплачивать свою депортацию и государство фактически отказывается от защиты прав собственных же трудовых мигрантов. Это к вопросу насколько узбекскому правящему классу важны интересы обычных трудящихся.
Официальное молчание Астаны на этом фоне депортации казахстанских граждан из США также вызывает вопросы и практически власти РК солидаризировались с позицией Ташкента в деле безоговорочной поддержки антиэмигрантской позиции администрации Трампа.