Заместитель Премьер-министра Республики Казахстан, министр национальной экономики Серик Жумангарин, выступил с заявлением, вызвавшим серьезную обеспокоенность по поводу роста цен в стране. Он подтвердил, что многие казахстанские предприятия уже повысили цены на свою продукцию, несмотря на то, что официальное повышение НДС до 20% и связанные с ним изменения в Налоговый кодекс вступят в силу только 1 января 2026 года.
Это заявление прозвучало на пленарном заседании сената парламента РК во время обсуждения законопроекта о Налоговом кодексе.
Жумангарин признал, что прогнозируемое правительством повышение инфляции на 2-3 процентных пункта из-за увеличения НДС оказалось неточным. По его словам, многие компании, ожидая повышения налогов, уже подняли цены, и этот процесс носит массовый характер. Он подтвердил, что обсуждал эту ситуацию с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», и информация о досрочном повышении цен подтвердилась.
Предприниматели, опасаясь дальнейшего увеличения издержек, предпочли поднять цены уже сейчас, исходя из предположения о скором повышении НДС до 20%. Это свидетельствует о якобы неадекватной реакции бизнеса на планируемые изменения в налоговой системе и демонстрирует отсутствие доверия к заявлениям правительства о плавном переходе к новой налоговой модели.
Министр признал, что часть инфляции Казахстан ощутит уже в текущем году, 2025. Он привел статистику: рост цен на продукты питания составил 9,6%, на продовольственные товары – 9%, а на услуги – почти 16%. Жумангарин заверил, что правительство будет принимать меры для сдерживания роста цен на услуги, надеясь на краткосрочный эффект от повышения цен в других секторах. Он выразил уверенность, что правительство сможет предотвратить галопирующий рост цен.
Однако, заявление Жумангарина вызвало резкую критику. Многие считают его попыткой оправдать провалы правительства в области экономической политики. Двузначная инфляция, по мнению критиков, является прямым следствием неудачной налоговой реформы, которая, по сути, переложила основную налоговую нагрузку на плечи среднего и малого бизнеса, в то время как крупные добывающие компании и представители крупного капитала получили определённые преимущества.
Критики подчеркивают, что повышение НДС и негативные последствия налоговой реформы привели к тому, что предприниматели вынуждены были повышать цены на свою продукцию и услуги, что, в свою очередь, уменьшило покупательную способность населения. Это создало неблагоприятные условия для развития реального сектора экономики и снизило конкурентоспособность казахстанских производителей на внутреннем рынке.
В итоге, действия правительства, направленные на повышение доходов бюджета за счет увеличения НДС, привели к ухудшению экономической ситуации в стране, снижению уровня жизни населения и подрыву доверия к проводимой экономической политике. Повышение цен предпринимателями до вступления изменений в силу демонстрирует не только неэффективность работы правительства в области прогнозирования экономических последствий, но и глубокое недоверие к нему со стороны бизнеса.
Таким образом Жумангарин пытается обвинить во всех бедах мелких и средних предпринимателей, которые еще оказались в тисках роста цен на электроэнергию, газ и ГСМ. При этом «спасителем» снова выступает правительство, которое якобы не допустит галопирующей инфляции. Но она уже есть и съедает все зарплаты, пенсии и доходы казахстанцев.
На выходе может вообще пойти процесс банкротства и закрытия многих предприятий, которые будут неспособны платить налоги и за дорогие энергоносители. Приостановка работы Темиртауского комбината по производству карбида кальция тому яркий пример.