СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Олег Андрющенко: Государственные финансы СССР в 1960-1970 гг.

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Олег Андрющенко: Государственные финансы СССР в 1960-1970 гг.


К началу 1960-х гг. были сформированы основы государственных финансов, которые затем в почти неизменном виде просуществовали до конца 1980-х гг.

Все финансовые ресурсы государственной власти были аккумулированы в Государственном бюджете СССР. Он представлял собой единый бюджет, объединяя союзный бюджет, бюджеты 15 союзных республик и бюджет социального страхования. Бюджет каждой союзной республики состоял из республиканского бюджета и бюджетов территориальных образований, которые входили в состав данной республики (местных бюджетов). К местным бюджетам относились бюджеты краев, областей, районов, городов, поселков и сельских Советов.

В результате такого организационного строения общегосударственных финансов Государственный бюджет СССР объединял около 50 тыс. различных бюджетов.

К концу 1970-х гг. через Государственный бюджет СССР распределялось и перераспределялось

более 50% национального дохода и примерно 1/3 всех финансовых ресурсов страны.

Такая форма образования государственных финансов в рамках одного бюджета позволяла выделить основную характеристику государственных финансов всего социалистического периода — централизованный характер образования фонда денежных средств, в нем концентрировалось огромное количество финансовых ресурсов.

С функциональной точки зрения Государственный бюджет СССР состоял из трех частей: союзного бюджета, бюджетов 15 союзных республик и бюджета социального страхования.

В 1960-е годы за союзным бюджетом закрепились базовые функции.

Во-первых, он обеспечивал необходимыми денежными средствами оборону и национальную безопасность страны, из него осуществлялось финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области хозяйственного строительства и культурного развития.

Во-вторых, через союзный бюджет осуществлялось перераспределение части финансовых ресурсов между союзными республиками в целях обеспечения роста материального благосостояния и культуры республик и снижения различий в их социально-экономическом развитии.

Бюджеты союзных республик обеспечивали необходимыми финансовыми ресурсами экономику республики, часть финансовых ресурсов направлялась на поддержку образования, культуры и здравоохранения в республике.

Государственное социальное страхование обеспечивало население пенсиями в старости и пособиями при болезни и утрате трудоспособности.

Во всех странах того времени значительная часть доходов бюджетов формировалась за счет взимания налогов. В развитых капиталистических странах налоговые доходы достигали 70—80% общего объема доходов государственного бюджета. В СССР в 1960—1970-х гг. налоги не были основным источником формирования доходов Государственного бюджета СССР.

Напротив, основной программный документ того времени — Программа КПСС — предусматривала в будущем полную отмену налогов с населения. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

Такое отношение к основному источнику доходов бюджета современного государства объясняется тем, что социалистическая идеология рассматривала налоги как дополнительное средство эксплуатации трудящихся, основное налоговое бремя сознательно перекладывается государством на население, так как буржуазное государство защищает прежде всего интересы монополистического капиталла. Поэтому советское правительство постепенно сокращало виды изъятий, которые назывались налогами, и заменяло понятие «налоги» понятием «плата», «сбор», «рента». Термин «налог» сохранился за налогом с оборота и налогами с населения. Население уплачивало налог на заработную плату и налог на холостяков, малосемейных и бездетных. Доля налогов с населения в доходах Государственного бюджета СССР составляла в конце 1960-х гг. меньше 8%'.

Основную часть доходов Государственный бюджет СССР получал в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и свободного остатка прибыли предприятий и хозяйственных организаций. В конце 1960-х гг. доля этих источников составляла в доходах Государственного бюджета СССР свыше 90%.

В доходы союзного бюджета и бюджетов социалистических республик зачислялись одинаковые по структуре, но разные по уровню изъятия финансовые ресурсы.

В налоговые доходы союзного бюджета включались: налог с оборота, платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения, таможенные и другие доходы и налоги, предусмотренные законодательством СССР.

В доходы бюджетов союзных республик входили: платежи из прибыли и другие поступления от предприятий и хозяйственных организаций, подведомственных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооперативных организаций, сельскохозяйственный налог, отчисления от подоходного налога с населения, государственная пошлина, местные налоги и некоторые другие доходы (табл. 9.7).

По характеру формирования доходы бюджетов стали делиться на закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы в 100%-ном объеме поступали в «свой» бюджет, а регулирующими — бюджет — получатель дохода — «делился» с другим бюджетом. Так перераспределялись доходы между государственным бюджетом СССР и бюджетами республик СССР. Например, часть полученного подоходного налога союзный бюджет отдавал в государственные бюджеты социалистических республик. Распределение доходов между республиканским и местным бюджетами осуществлялось самой республикой.

Налог с оборота в 1960—1970 гг. оставался основным регулирующим доходом республиканских бюджетов.

Подоходный налог с колхозников зачислялся в доходы государственных бюджетов союзных республик и служил регулирующим доходом, главным образом для районных и сельских бюджетов.

Структура и динамика доходов Государственного бюджета СССР в 1960-1970 гг.

Показатель         8-я пятилетка

  • (1966—
  • 1970) В том числе 1970 г.           9-я пятилетка (1971 — 1975)        В том числе 1975 г.          8-я пятилетка
  • (1966—
  • 1970) В том числе 1970 г.           9-я пятилетка (1971 — 1975)        В том числе 1975 г.

                млрд руб.             %

Доходы — всего                651.0     156.7     948.9     218.8     100.0      100,0     100.0     100.0

В том числе:      

поступления от социалистического хозяйства       593,8     142,9      863.5     199.1     91.2        91.2        91.0        91.0

Из них:

налог с оборота 214,1      49,4        299.3     66,6        32.9        31,5        31,5        30.4

платежи из прибыли        227,7     54,2        309,8     69.7        35.0        34.6        32,6        31.9

средства государственного социального страхования        35,5        8,2          49.8        11.3        5,5          5,2          5,2          5,2

подоходный налог с кооперации,колхозов и предприятий общест- венн ых орган изаций     5,9          1,2          7,2          1,5                0.9          0,8          0,8          0,7

Поступления средств от населения            57,2        13.8        85,4        19,7        8,8          8,8          9.0          9.0

из них государственные налоги   52,6        12,7        79,8        18,4        8,1          8,1          8,4          8,4

Источник: Большая Советская Энциклопедия. Т. 4. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1950. С. 197—198.

Глава 9. Основные этапы становления и развития финансовой системы России 357

Таблица 9.7

Основные виды налоговых доходов Государственного бюджета СССР

Доходы союзного бюджета           Доходы бюджетов союзных республик    Доходы

местных бюджетов

Налог с оборота Платежи из прибыли и другие поступления от предприятий и хозяйственных организаций республиканского значения и местного подчинения           Поступления от налога со зрелищ (в 1975 г. этот налог стал называться налогом от демонстрации кинофильмов)

Платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения    Подоходный налог с колхозников и кооперативов         Часть подоходного налога с колхозников и членов кооперативов

Таможенные доходы       Сельскохозяйственный

налог     Часть прибыли предприятий местного подчинения

Рентные платежи предприятий    Лесной налог     Налог со строений, принадлежавших кооперативным организациям и гражданам

Подоходный налог с населения   Часть подоходного налога с населения     Разовый сбор на рынках, сбор с владельцев автотранспортных средств

Налог на холостяков, бездетных и малосеменных Часть налоговых поступлений от налога с оборота              Курортный сбор

                Государственная пошлина            Земельная рента

В государственный бюджет союзных республик также поступали средства государственного социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов в размерах, предусматриваемых в Государственном бюджете СССР.

За период 1971 —1975 гг. доходы Государственного бюджета СССР достигли почти 950 млрд руб., из них 865 млрд руб. (92%) поступило от социалистического хозяйства и только 8% доходов составили налоги. Основную часть доходов бюджет получал в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и свободного остатка прибыли предприятий и хозяйственных организаций.

К середине 1970-х гг. расходы Государственного бюджета СССР составили 933,2 млрд руб., в том числе ассигнования на народное хозяйство — 467,1 млрд руб., чуть меньше денежных средств отводилось на науку и социально-культурные мероприятия — 338,6 млрд руб.; оборону — 88,7 млрд руб., государственное управление — 9,4 млрд руб. (табл. 9.8).

Расходы Государственного бюджета СССР

Показатель         8-я          В том     9-я          В том     8-я          В том     9-я          В том

                пятилетка            числе     пятилетка            числе     пятилетка            числе     пятилетка            числе

  • (1966-
  • 1970) 1970 г.   (1971 — 1975)    1975 г.   •              (1966-
  • 1970) 1970 г.   •              (1971—
  • 1975) 1975 г.

                млрд руб.             %

Расходы — всего               642,5     154,6     933,2     214,5     100         100         100         100

В том числе: на народное хозяйство          293.6     74.5        467.1      110.7     45.7        48.3        50.0        51.6

из них:

промышленность и строительство             123.9     30.5        190.6      47.0        19.3        19.7        20.4        20.4

сельское хозя йство          45.8        12.4        78.3        19.1        7.1          8.0          8.4          8.9

На социально-культурные мероприятия и науку   240.4     55.9        338.6     77.0        37,4        36.2        36,3        35.9

На оборону         80.2        17.9        88.7        17.4        12.5        1.5          9.5          8.1

Источник: Большая Советская Энциклопедия. Т. 4. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1950. С. 197—198.

Глава 9. Основные этапы становления и развития финансовой системы России

Таким образом, к 1960—1970-м гг. в СССР сложилась своеобразная система социального страхования. Государство взяло на себя обязанность компенсировать потерю дохода населения в случае наступления старости, заболевания и утраты трудоспособности. Но источником финансовых ресурсов социального страхования были не взносы самих работников или государственных предприятий, а средства Государственного бюджета СССР, что противоречило общемировым принципам социального страхования. С 1938 года бюджет социального страхования стал частью Государственного бюджета СССР. За счет него выплачивались все виды пенсий: пенсии работающим и неработающим пенсионерам по старости, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности; финансировалось санаторно-курортное обслуживание работающих. Существовало некое обособление в фонде социального страхования финансовых ресурсов, предназначенных для выплаты пенсий колхозникам. Они выплачивались и за счет денежных взносов колхозов и государства.

Составление и исполнение бюджета социального страхования поручалось не правительству, а высшему органу профсоюзов — Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов.

Отдельным звеном в финансовой системе СССР 1960—1970-х гг. ученые-экономисты считали государственный кредит. Проблемы дефицита бюджета у Государственного бюджета СССР официально не было. Но советское государство активно занимало деньги у населения. Оно выпускало облигации государственного займа с достаточно длительным сроком погашения (он мог достигать 30 лет) и размещало (продавало) их населению. Часто такое размещение для населения носило принудительный характер. Другим источником дополнительных ресурсов для советского государства были средства сберегательных касс, которые на условиях кредита предоставлялись Государственным банком СССР. Полученные средства государство использовало на расширение национального производства.

На внешнем рынке кредиты не брались, так как функциональное строение финансов СССР и западной банковской системы категорически отличались, что полностью обезопасило экономику СССР от разрушающего воздействия на него через финансовые механизмы западных банков.

Полное отсутствие обмена валют внутри страны позволило избежать также таких элементов внешнего  управления населением как создание искусственного дефицита, наркотики, оружие и тому подобные проявления, свойственные исключительно западной финансовой системе.

Олег Андрющенко



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун