Эволюция и разложение социал-демократической партии Австрии
Мы представляем вниманию читателей текст доклада члена Инициативной группы по формированию...
В столице РК 24 июля состоялся круглый стол на тему «Стратегическое партнерство и региональные перспективы: Казахстан и Россия в XXI веке». Мы представляем вниманию читателей выступления участников на этом мероприятии.
Модератором и организатором круглого стола стал директор Центра исламских исследований Кавказа Шота Апхаидзе, преподаватель в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.
Вторым модератором и организатором круглого стола стал Арман Жорабеков, руководитель отдела поддержки молодежных инициатив, проектов и информационного обеспечения в КГУ «Молодежный ресурсный центр Карагандинской области».
Приглашенные гости:
- представитель Россотрудничества Сергей Александрович Каймашников;
- эксперт Российского совета по международным делам Камран Гасанов;
- доктор философских наук, профессор КарУ имени академика Е.А. Букетова Батурин Владимир Степанович;
- директор центра аналитических исследований Тажибаев Алибек Тимитаевич;
- руководитель Общественного совета при управлении полиции г. Караганды Ирина Назырова;
- турецкий политолог, журналист Мехмед Ференчек;
- эксперт дискуссионного клуба «Валдай», политолог Фархад Ибрагимов
- директор Института Евразии Тбилиси, доктор политических наук Гулбаат Викторович Рцхиладзе;
- студент Trinity College Туймаада Эрхан Дыгын уола.
Арман Жорабеков -
Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы обсудить важную и актуальную тему: "Стратегическое партнерство и региональные перспективы: Казахстан и Россия в XXI веке". Взаимодействие наших стран имеет глубокие исторические корни и основано на многовековых традициях дружбы, взаимопомощи и сотрудничества.
В XXI веке мир стремительно меняется, и перед нами открываются новые вызовы и возможности. В таких условиях стратегическое партнерство между Казахстаном и Россией приобретает особое значение. Наши страны не только соседствуют, но и являются важными экономическими и политическими партнерами, чье сотрудничество влияет на стабильность и развитие всего Евразийского региона.
Сегодняшняя встреча предоставляет уникальную возможность обменяться мнениями, обсудить текущие вопросы и перспективы нашего взаимодействия. Уверен, что диалог, который мы ведем сегодня, станет основой для новых инициатив и проектов, направленных на укрепление наших связей и совместное развитие.
Благодарю всех участников за интерес и участие в этом важном обсуждении. Желаю плодотворной работы и конструктивных дискуссий.
Владимир Степанович отметил, что для эффективного сотрудничества Казахстана и России важно понимать, что XXI век – это в первую очередь время коренных изменений в осмыслении настоящего и значимости в этом настоящем прошлого. Распад Советского союза привел к образованию суверенных государств, и это стало триггером, который сделал 21 век временем новых рисков и вызовов, а наука на территории постсоветского пространства была не совсем готова к этим переменам. Определение перспектив на будущее нельзя организовать без понимания и анализа стартовых условий.
Владимир Степанович озвучил следующий методологический подход к пониманию развития государства в современных условиях:
- государствам нужно быть готовым к жизни в постоянно меняющихся условиях, как показал опыт государств после распада Советского союза;
- опора на видение сегодняшней ситуации в геополитике других государств.
Владимир Степанович привел слова Первого президента Республики Казахстан Н. Назарбаева: «Главная наша ошибка состоит в том, что мы по-прежнему смотрим на сегодняшний мир и на будущий новый мир сквозь оптику старых инструментов мышления, но для начала радикального обновления нам надо обновить все наше мышление». Соответственно нужно обновить и все понятия, категории, теории, схемы, концепты мышления и термины, обозначающие факты и явления нового мира.
Далее Владимир Степанович в своем докладе сделал акцент на связующее звено между мышлением и деятельностью – сферу правоотношений, и провел экскурс в историю права, привел примеры влияния разных моделей правовой системы на формирование современных конституций и анализ значимости системы правоотношений в развитии современных государств.
В завершение Владимир Степанович обозначил важность сохранения исторически сложившихся добрососедских отношений между Казахстаном и Россией.
Сотрудничество между Россией и Казахстаном имеет глубокие исторические корни, начиная примерно с 17-19 века, когда началось активное взаимодействие между Российской империей и Казахским ханством. Алибек Тимитаевич привел мнение одного офицеров Генерального штаба, путешествовавшего по Казахстану, Н.И. Красовского из работы «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба» о том, что сложившаяся на момент отмены традиционной системы управления на территории дореволюционного Казахстана обстановка не была деспотической и не способствовала тому, чтобы население легко могло бы вверить свою судьбу одному из иноземных правительств. В связи с чем у офицеров генерального штаба было соответствующее четкое понимание того, что в казахском обществе присутствовала глубинная демократизация и уникальность общественного устройства. Поэтому добровольное присоединение к Российской империи было не из-за внутреннего деспотизма, а благодаря отсутствию жестокого гнета. Алибек Т. отметил, что это подчеркивает уникальность пути развития и взаимодействия Казахстана с Российской империей, которое оказало взаимное влияние на экономическое, социальное и культурное развитие, способствующее интеграции и взаимопониманию.
Первой ключевой точкой опоры стало экономическое сотрудничество. Казахстан стал важным поставщиком скота, шерсти и кожи, в то время как Россия ввела на казахские земли новые сельскохозяйственные культуры и технологии, а строительство железных дорог было значительным инженерным достижением. Благодаря доведению Оренбургской железной дороги до Уральска значительно повысился товарооборот и расширилась торговая инфраструктура. Также в конце 19 века были заложены основы современных логистических маршрутов и транспортных коридоров, важнейших для Казахстана и России. Важную роль в росте логистического потенциала Казахстана продолжает играть Транссибирская магистраль, которая обеспечила возможность интеграции обширных и богатых ресурсами регионов в мировую экономику, обеспечивая транзит товаров и способствуя их развитию.
Социальное и культурное сотрудничество выражалось в обмене знаниями и идеями. Российская образовательная система внесла значительный вклад в просвещение казахского народа. Казахские интеллигенты активно участвовали в литературной и научной жизни Российской империи, что способствовало укреплению культурных связей между народами.
В завершение Алибек Т. отметил, что казахстанско-российское сотрудничество в дореволюционный период оставило глубокий след в истории наших народов, и сегодня мы имеем возможность переоценить эти события, используя новые данные и подходы. Это позволяет не только лучше понять наше прошлое, но и строить более крепкие и взаимовыгодные отношения в будущем.
Ирина Нурмухамбетовна, будучи действующим общественным деятелем и работником системы образования, наставником молодежи, поделилась опытом реализации значимых проектов по развитию социальной активности молодежи. Один из них, это «Школа юного юриста» при Карагандинской академии МВД РК им. Б. Бейсенова, выпускники которого продолжили обучение в академии МВД Российской федерации.
Еще одной уникальной инициативой, которой поделилась Ирина Н. , было открытие в городе Караганда полицейских классов для повышения социальной активности, формирования твердой гражданской позиции и углубления понимания социальной ответственности молодежью.
Ирина Н. также поделилась опытом наставничества и успешного взаимодействия с определенными молодыми людьми, результатом которого стало повышение их социальной активности до высокого уровня, такого как реализация инициатив на уровне города (введение бесплатного проезда для молодежи, создание молодежных поисковых отрядов и дальнейшая работа по инициированию законодательных изменений, организация молодежных дипломатических мероприятий и т.д.).
В завершение Ирина Н. обратила внимание на важность поддержки молодежных социальных инициатив как одного из фундаментальных факторов развития современных государств.
Мехмед выразил свою точку зрения по вопросу внешней политики США в Центральной Азии, а именно о получении ею серьезного удара после поражения в Афганистане и последующего за ним вынужденного отступления от региона в целом из-за отказа Пакистана и государств Центральной Азии в предоставлении военной базы. Также Мехмед отметил, что с учетом этого единственным способом продолжения реализации стратегии США стало расшатывание внутренних основ государственности на территории стран Центральной Азии и Восточной Европы, и для противостояния реализации такого сценария необходима разработка общей стратегии – совместного сопротивления атакам коллективного запада. Мехмед высказал мнение о том, что судьба всех государств взаимосвязана, и поэтому мы не можем оставаться равнодушными к проблемам других стран, а также должны расширять и развивать все континентальные и региональные организации сотрудничества, созданные в Евразии, особенно Шанхайскую организацию сотрудничества и БРИКС.
Турция и Казахстан вместе с организацией тюркских государств, в дружбе с Россией и Китаем смогут внести значительный вклад в объединение и прогресс Евразии. Мехмед также привел статистику опросов населения Турции о том, что на сегодняшний день, по мнению народа для нее тоже сформировалась угроза со стороны США, которую она может балансировать только в сотрудничестве с евразийскими странами, в том числе Россией, Китаем и Казахстаном. С учетом вышесказанного, по словам спикера, произошли изменения во внешней политике Турции по отношению к Средней Азии в связи с имеющимися внешними угрозами.
Сегодня интеграция тюркского мира проходит параллельно с интеграцией всего евразийского пространства и их нельзя отделить друг от друга. Этот союз не является объединением против каких то региональных государств, а напротив организация тюркских государств поддерживает активное сотрудничество со всеми государствами, что соответствует интересам всех евразийских стран.
В завершение Мехмед отметил, что турецко-российско-казахское сотрудничество в Центральной Азии может стать важным инструментом для евразийской интеграции и безопасности региона, жизненно необходимо всем сторонам диалога и всему миру.
«Казахстан является одним из важнейших и серьезнейших партнеров России не только на постсоветском пространстве и в рамках интеграционных проектов, таких как ЕАЭС и ШОС, но также сегодня играет очень существенную роль и в мировой политике. Географическое и геополитическое положение является одним из вспомогательных факторов занятия этого места Казахстаном в системе международных отношений. Казахстан входит в линию стран, в рамках которой сегодня его с Россией связывают теплые тесные взаимоотношения. Казахстан провел колоссальные шаги и реформы по формированию своего внешнего облика и проводит абсолютно независимую суверенную политику, что соответствует интересам России в международном сотрудничестве. Это отражается на росте товарооборота, выстраивании отношений в рамках интеграционных процессов. Казахстан, выстраивая суверенную внешнюю политику, исходя исключительно из своих национальных интересов, в то же время не отказывает себе в участии в интеграционных мероприятиях и проектах, которые считает стратегически значимыми». Фархад отметил, что это главным образом ЕАЭС и ОДКБ, в которых Казахстан чувствует себя комфортно и напомнил о том, что именно Казахстан стал инициатором создания ЕАЭС.
«Мы видим, что серьезно растет товарооборот, по итогам 2023 года товарооборот между Россией и Казахстаном составил порядка 2,5 трлн. рублей. Сегодня Казахстан, являясь членом ЕАЭС и ОДКБ, в то же время проявляет активный серьезный интерес к государствам, озвученным предыдущим спикером. И это вовсе не значит, что Казахстан отворачивается от России или собирается вести недружественную политику, а означает, что Астана по-настоящему заинтересована в том, чтобы внешняя политика Казахстана была в геополитическом смысле слова многовекторной, а эта позиция подразумевает устойчивость внешней политики Казахстана на международной арене. Мы видим, что сегодня с Казахстаном очень серьезно считаются и эта страна по праву является одной из ведущих, если не самой ведущей страной в регионе Центральной Азии. Она успешно проявляет себя в самых разных форматах, в том числе в качестве переговорной площадки и сегодня у всех на устах является значимым словосочетание «астанинский формат». Казахстан по праву является одним из важнейших союзников Российской федерации сегодня. Несмотря на имеющиеся провокации в адрес казахстанских партнеров и друзей, мы продолжаем совместную работу, укрепляем и развиваем отношения. В условиях турбуленции Казахстан не побоялся остаться в рамках важнейших для России интеграционных проектов, остается одной из важнейших артерий с точки зрения логистических и геоэкономических маршрутов. Например, буквально 3 дня назад стало известно о заключении соглашения по постройке нового железнодорожного маршрута «Север-Юг» через территорию стран Центральной Азии, где Туркменистан и Казахстан будут играть очень серьезную роль в обеспечении сохранения логистических маршрутов в этом направлении. Есть основания полагать, что Казахстан станет еще ближе и станет важнейшим партнером России в рамках других проектов.
Также невозможно не отметить ШОС, где Казахстан также играет очень серьезную роль в рамках шанхайского сотрудничества. В будущем Казахстан также может стать и членом БРИКС, так как его независимая суверенная внешняя политика дает ему все основания и полное право участвовать в таких геополитических проектах, в рамках которых формируется новый мировой порядок».
«Когда в 2014 году проходил процесс Майдана, свержение президента и Россия ввела воинский контингент в Крым, Грузия, как все члены прозападного блока выступила на стороне Украины, осудила дипломатические действия России и присоединилась к санкциям в отношении Крыма. То есть сейчас в Грузии законодательно сложилась ситуация о запрете ввоза товаров, произведенных в Крыму. В этих санкциях Грузия официально участвует до сих пор, и Россия отреагировала на это спокойно. Грузия имеет проблему с территориальной целостностью и наши два региона признаны Россией в качестве независимых, это была провокация в 2008 году, и она была устроена так, чтобы Грузия и Россия не могли в дальнейшем разговаривать друг с другом. Но, тем не менее, на уровне общественной дипломатии, человеческих контактов и общественных организаций между Грузией и Россией отношения все-таки существуют, существуют и неформальные косвенные контакты, которые не афишируются. После начала СВО в 2022 году ситуация несколько стабилизировалась и возникло новое положение. Грузия в начале этого конфликта весной 2022 года выступила в унисоне с западными странами, то есть дипломатически против спецоперации на Украине. Очень важно, что в Казахстан, как и в Грузию, пошла большая волна выходцев из России, бежавших от возможных неприятностей, мобилизации и т.п. В маленькой Грузии счет таких людей идет на сотни тысяч. Но эта новая ситуация уже повлияла на то, что активизировалась и украинская власть, которая, не ставлю ни в упрек, не хвалю, попыталась вовлечь на свою сторону почти весь мир против России.
Исходя из того, что в Киеве, на Украине находились и находятся до сих пор представители прежнего режима Грузии, режима Саакашвили и существуют связи с киевским режимом, Киев попытался использовать эти рычаги и склонить Грузию на свою сторону. Посол США хотела повлиять на лидеров Грузии, чтобы она присоединилась к экономическим санкциям. Сейчас экономические санкции против России выполняются в обязательном порядке банковской системой и запрещено использование европейской валюты в операциях с Россией. Но существуют лазейки, благодаря которым эти операции с Россией можно осуществлять. На данный момент западом ведется работа для закрытия и этих лазеек торговых операций с Россией. В Грузию приезжала британо-американская делегация, которая проверяет соблюдение антироссийских санкций в связи с подозрением, что Грузия обходит санкции и не подчиняется указаниям запада, что обостряет отношения Грузии с западными странами. Поэтому важный момент, что запад заинтересован, чтобы Грузия присоединилась к санкциям. В свою очередь украинское руководство в лице секретаря совета безопасности Данилова заявило на телевидении, что было бы хорошо, если бы Грузия начала свою военную операцию с Абхазией и открыла второй фронт. То же самое повторил и господин Арахамия и другие политические фигуры Украины.
Кроме того, в рядах ВСУ существует так называемый грузинский легион, и грузинские власти не препятствовали выезду и продолжению приема грузинских наемников на Украину. Несмотря на законодательное аннулирование гражданства в случае незаконного найма гражданина в состав вооруженных сил иностранного государства, практика показывает, что грузинские власти пока никому не аннулировали гражданство на этом основании. Сейчас органы государственной безопасности Грузии принимают превентивные меры по отношению к членам грузинского легиона, которые вернулись в страну, с целью предотвращения внутренних инцидентов.
Отношения между Грузией и Украиной подверглись серьезным негативным изменениям. Это было связано с нахождением в Украине бывшего президента Саакашвили, а Украина считала власть Грузии недостаточно антироссийской. В Грузии также есть группировки антироссийской направленности, состоящие из россиян, курируемые западом, а также беларусы-провокаторы. За последние годы Украина, несмотря на оказание ей гуманитарной помощи от Грузии, отозвала своего посла. Если дать провокаторам возможность спекулировать на патриотизме, как грузинском, так и казахстанском, и перенаправить его против России, это не закончится ничем хорошим. Я считаю, что ситуацию на Украине нельзя рассматривать с точки зрения атлантистской геополитики, которая разрушает региональную стабильность и направлена на ослабление России. Поддержка позиции запада по Украине, также как поддержка Украины однозначно приведет к ослаблению геополитического и политического партнерства Казахстана и России и дестабилизирует сам Казахстан, создаст напряженность в регионе, так как Россия является гарантом безопасности и стабильности всего региона, это мое личное суждение. Россия балансирует соседство с мощными соседями. Казахстан должен сохранить и продолжить свою умелую политику баланса, не позволяя провокаторам дестабилизировать внутреннюю обстановку в отношении России. Грузия тоже заинтересована в том, чтобы Казахстан и Россия имели хорошие отношения».
«Я скажу о теме российско-казахстанских связей, как я их вижу, буду отталкиваться от официальных источников информации. Давайте обратим внимание на политические и экономические контакты и, исходя из этих двух постулатов, мы сможем дать оценку на каком уровне мы сейчас находимся. Начну с политических отношений и обращусь к заявлениям первых лиц, как Россия видит Казахстан и как Казахстан видит Россию. Заявление К.Ж-К. Токаева «Россия – важнейший партнер и союзник Казахстана, а также страна, без которой в мире не может быть решена ни одна проблема». Это говорит о том, что руководство Казахстана ценит отношения с Россией и считает ее важнейшим партнером и союзником. Ответное заявление В.В.
Путина: «Мы не просто союзники, мы наиболее близкие союзники». То же самое можно сказать и об отношениях с Беларусью, никаких серьезных проблем между этими государствами не имеется. Между Россией и Казахстаном не всегда все гладко, но по сравнению с другими странами, никаких серьезных проволочек нет. В экономической сфере по итогам 2023 года товарооборот России с Казахстаном составил 26 млрд. и объем инвестиций увеличился почти на 40%, это позитивная динамика. Россия является вторым крупнейшим торговым партнером Казахстана. Здесь имеется конкуренция с Китаем, что имеет отношение не только к Казахстану, но и к другим странам Центральной Азии, куда активно проникает Китай. Но мы не считаем это вызовом или угрозой, так как между Россией и Китаем тоже хорошие отношения, однако об этом тоже имеет смысл задуматься. Конкуренция существует не только со стороны Китая, если брать инвестиции, то здесь лидером являются Нидерланды, США и Бельгия, Россия на 4 месте. С одной стороны, мы констатируем, что у нас тесные политические связи, что мы находимся в одном блоке ОДКБ, но, тем не менее, экономические реалии могут создавать определенные сложности в плане конкуренции.
Если посмотреть на события прошлого года, то мы видим, что запад обеспокоен, что Казахстан остается в нормальных отношениях с Россией, продолжает торговлю и параллельно импорт, и это соответствует национальным интересам двух стран. В марте прошлого года в Казахстан приезжала госсекретарь США Энтони Блинкен, в ноябре президент Франции Эммануэль Макрон и они говорили о том, что необходимо сократить связи Казахстана с Россией и добиться политического осуждения российской специальной военной операции. Таким образом, мы видим, что у нас большой задел в экономическом и политическом плане, но есть определенные сложности, точки, которые могут в будущем создать риски для наших отношений.
Первое, это СВО на Украине, мы знаем, что официально Казахстан не осуждает, но дефакто и деюре не признает новые территории России, балансирует в этом вопросе, но при этом испытывает большое давление со стороны запада, потому что казахстанская экономика ориентирована и на запад, Казахстан проводит многовекторную политику для своих экономических интересов. И чем дольше длится специальная военная операция, а еще шире, чем дольше длится противостояние между Россией и западом, тем больше рисков, потому что Казахстан ставят перед выбором.
Вторая проблема связана с внутренними процессами. Как и Россия, Казахстан является многонациональной страной, где помимо казахов живут различные этнические группы: русские, кавказцы, национальности Средней Азии. И хотя это является преимуществом, как для России, так и для Казахстана для того, чтобы иметь тесные связи с соседними странами, но в то же время есть риск, что эту тему могут эксплуатировать, инциденты, связанные с русским языком, обвинения в пропаганде уже появляются в СМИ, и если не сдерживать это может перейти с бытового на политический уровень. Поэтому эти ахиллесовы точки отношений Казахстана и России нужно сдерживать.
В целом Казахстан и Россия пока что двигаются в правильном направлении, несмотря на геополитическую турбулентность удается сохранить отношения, но, тем не менее, нужно всегда учитывать геополитический фактор, продолжать курс, который ведет К.Ж-К. Токаев и выходить на более высокие уровни взаимоотношений.
Например, Казахстан мог бы поспособствовать тому, чтобы Россия стала наблюдателем в организации тюркских государств, чтобы еще больше развивать евразийскую интеграцию и укреплять сотрудничество в регионе. Если в целом взять глобальное развитие, мир идет от глобализации к регионализации, страны начинают замыкаться на себе, поэтому есть большой задел наших отношений и нужно сдерживать все негативные моменты, которые могут создать риски для Казахстана и России и нанести вред их национальным интересам».
Наша конференция началась с идеи о справедливом мире, лично я не поддерживаю такой подход к российско-казахстанскому сотрудничеству, потому что мы прекрасно понимаем, что обычный человек не просыпается с мыслью о справедливом мире, как сделать мир справедливым, и так далее. Все думают о своем качестве жизни. И поэтому я считаю, что надо на нынешнем этапе казахстанско-российского сотрудничества думать не только о добрососедских, но и о взаимовыгодных отношениях. Как только большинство обычных людей почувствует, что уровень жизни при сотрудничестве между Россией и Казахстаном повышается, тогда и будет дружба и мир.
Что касается колониализма. У меня есть друзья в Алмате, Астане, я сам из России, из республики Саха, Якутия. Я по своему роду деятельности практикант в университете политологии, мы совершаем исследования по внутрибюджетным трансферам Российской Федерации, но также я интересуюсь лично, что такое колониализм и связи Казахстана и России, был ли это колониализм и насколько он был жесток по сравнению с американским и европейским колониализмом.
В исследованиях Гарварда на тему можно ли доказать экономически, что Евразийский экономический союз Казахстана, России, Армении, Кыргызстана, Беларуси является неоколониализмом, автор статьи выражает отрицательное мнение. Потому что, если экономические связи обрываются после независимости, то через 35 лет товарооборот уменьшается на 65 процентов. А если сравнивать товарооборот России и Казахстана, тогда РСФСР и Казахстанской Союзной Республики, то он не только не уменьшился, но и вырос, что означает, что взаимоотношения России и Казахстана не были колониализмом.
Касаемо многовекторности я считаю, что многовекторность Казахстана оправдана нынешней политической конъюнктурой, но в долгосрочном, долговременном планировании это выглядит как некие свободные отношения России и Казахстана, что, конечно, не соответствует нашим традиционным ценностям.
Основная тема, на которой я хотел бы остановиться, это образовательная интеграция ЕАЭС. Как обычный человек чувствует, что такое Евразийский экономический союз? Я вырос в Республике Саха - Якутия, это в Сибири, Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации, и я не знал, что такое Евразийский союз, потому что я лично не чувствовал в своей жизни этого никак. И вот я приехал в Армению. И там очень много музеев потому, что у армян своя древняя культура, и я прохожу в музей, там есть прайс-лист входа в музей. Там написано студентам 300 драм, обычным людям 1000 драм, иностранцам по 3000 драм, а гражданам ЕАЭС 1500 драм. Я был очень рад, что мне удалось сэкономить 3 доллара только благодаря тому, что я гражданин страны ЕАЭС. Поэтому, я предлагаю, что следующая ветка развития Евразийского экономического союза должна быть в образовательной сфере. Я считаю, что нужно упрощать переход из казахстанских университетов в российские, чтобы не нужно было сдавать ЕГЭ, потому что, по моему мнению, с казахстанскими экзаменами должно быть очень легко поступить в российские ВУЗы и нужно двигаться в этом направлении.
Основная важность, почему нужно включать в процесс интеграции именно студентов, чтобы они имели больше возможностей для учебы, потому что в студенчестве, когда человеку 20 лет, формируется его видение мира. Он начинает понимать, как работает мир, что такое социальные связи. Поэтому нужно усилять и облегчать студенческие обмены, чтобы студентам не нужно было проходить через эти барьеры, а создать для этого национальные органы. Как раз в России сейчас все это начинается - специалитет и т.д., и все это нужно масштабировать на весь Евразийский Экономический Союз, и тогда будет счастье, добрососедские и взаимовыгодные отношения.
- РФ и Казахстан являются учредителями Евразийского Союза, Таможенного Союза и ОДКБ. Россия и Казахстан стратегические партнеры. Стратегическое партнёрство Казахстана и России подразумевает общую евразийскую геополитическую линию. Общую стратегию во внешней политике.
Казахстан как региональный игрок не может одновременно ориентироваться на западную атлантистскую геополитику и на евразийскую геополитическую линию. Иначе получится международно правовая коллизия.
24.07.2024 г.
Г. Астана, Дом Дружбы.
Мы представляем вниманию читателей текст доклада члена Инициативной группы по формированию...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
Доклад Айман Садвакас, магистра медицинских наук Казахстана на конференции «Усиление угрозы...
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...
В этих двух республиках бывшей советской Средней Азии - в Казахстане и Кыргызстане резко...