Глава Высшей аудиторской палаты (ВАП) Казахстана, Алихан Смаилов, выразил острую обеспокоенность медленными темпами приватизации государственных активов и призвал к незамедлительным действиям по ускорению этого процесса.
На совместном заседании палат парламента он представил неутешительную картину реализации комплексного плана приватизации на начало 2025 года, показав лишь 72% выполнения. Это означает, что из 637 запланированных к приватизации или ликвидации объектов, включающих в себя активы республиканской, коммунальной собственности и квазигосударственного сектора, было реализовано или ликвидировано всего 460.
По словам Смаилова цифры демонстрируют якобы неэффективность процесса приватизации. За весь 2024 год в конкурентную среду было передано всего 14 объектов общей стоимостью 589 млрд тенге. Однако, подавляющая часть этой суммы – 517 млрд тенге – пришлась на одну сделку: продажу оператора мобильной связи Tele2 катарскому инвестору.
Разбор финансовых потоков от продажи Tele2 иллюстрирует сложность и многоступенчатость процесса. 158 млрд тенге из суммы сделки поступили в республиканский бюджет в виде дивидендов. Дополнительные 76 млрд тенге были уплачены в виде корпоративного подоходного налога. Но оставшиеся средства будут поступать в бюджет в течение нескольких последующих лет, вплоть до 2028 года, согласно условиям заключенного договора.
По словам чиновника, для полного завершения комплексного плана приватизации необходимо передать в частный сектор еще 177 объектов. ВАП настаивает на существенном ускорении темпов, однако, вызывает обеспокоенность тот факт, что в процессе приватизации государство лишается последних прибыльных активов, которые ранее обеспечивали существенные поступления в бюджет. Этот вопрос требует детального анализа и обсуждения, так как приватизация может привести к нежелательным последствиям.
Существует риск, что тотальная либерализация и стратегия приватизации приведут к усилению зависимости Казахстана от экспорта сырья, закрепляя его статус сырьевой колонии. Вся эта политика ведёт к потере контроля над национальными активами и негативного влияния на экономическое развитие страны.
Либеральная концепция «дешёвого государства» означает на деле не только передачу всей государственной собственности частникам – иностранным корпорациям, но и слом социальной системы обеспечения. Вслед за окончательной приватизацией активов добывающих компаний и либерализацией последует приватизация школ, что уже ранее пытались внедрять при министре Аймагамбетове, а также сокращение всех расходов на медицину.
Под нож сокращений неминуемо потом попадут и многочисленные государственные служащие, а уцелеют только силовики и репрессивные органы, которые будут укрепляться для защиты собственности иностранных инвесторов и местных олигархов.