В Казахстане наблюдается интересная тенденция: жители страны тратят больше денег, чем зарабатывают, хотя и доходы, и расходы растут. По официальной статистике экономический рост якобы стимулирует активный потребительский спрос, однако высокая инфляция и неравномерное распределение доходов по регионам смягчают позитивный эффект.
Согласно данным Бюро национальной статистики, среднестатистический казахстанец в месяц тратит 309 257 тенге, что на 11,6% больше, чем годом ранее. При этом его среднемесячный доход составляет 342 896 тенге, увеличившись за год на 12,1%. Несмотря на то, что доходы растут быстрее, чем расходы, разница между ними всё равно остаётся, что указывает на использование накоплений или заёмных средств.
Структура расходов демонстрирует явное преобладание продуктов питания: на них приходится более половины (50,1%) всех трат. Значительная часть бюджета (23,2%) идёт на непродовольственные товары, а оплата услуг занимает 18,4%.
Таким образом, основная часть доходов казахстанцев уходит на удовлетворение базовых потребностей, при этом наблюдается положительная динамика как в доходах, так и расходах населения, но неравномерность распределения доходов и инфляция остаются существенными факторами, влияющими на общую экономическую картину.
При этом нельзя для оценки ситуации всецело доверяться официальной статистике, так как методика вычисления средних зарплат не медианная, и не учитывает уровень зарплат в разных отраслях и секторах экономики, не говоря уже о различиях в зависимости от регионов. Плюс сама цифра в 342 896 тенге кажется для многих чересчур завышенной, так как многие утверждают, что их зарплаты едва превышают 100 тысячи тенге.
Соответственно, надо признать честно, реальная картина обеднения населения и роста нищеты в Казахстане отсутствует, как и нет реальной статистики безработицы, которая занижается в разы. Эксперты и журналисты упускают порой тот факт, что многие берут кредиты теперь уже не на покупку бытовой техники, а на покупку продуктов питания, которые становятся всё более недоступными из-за удорожания.
Никто не исследовал и последствия повышения стоимости коммунальных услуг для населения в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции», так как вся ноша за якобы модернизацию изношенных сетей и ТЭЦ перекладывается на граждан и домохозяйства, делая её непомерной.