СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Культурные и образовательные изменения в Казахстане в результате Октябрьской революции

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Культурные и образовательные изменения в Казахстане в результате Октябрьской революции


Мы представляем вниманию читателей доклад товарища Шерхана, который он зачитал на нашей онлайн-конференции 4 ноября, посвящённой Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Редакция


Во времена правления царской власти Туркестанское генерал-губернаторство (прежнее название Казахстана) представляло из себя полуфеодальный строй со слабой централью власти, опиравшаяся экономически по большей части на кочевой образ жизни.

Простой люд в Казахстане представлял из себя нищую, чумазую и необразованную массу в подавляющем большинстве, угнетаемой не только местным баями, но еще и Российской аристократией. Время требовало образования и просвещения народных масс, а общественное распределение, иначе говоря феодальная система, вредила и откровенно говоря противоречила этим идеям и требованиям. С этим большевистская партия соглашалась и даже развивала эту идею.

Социалистическая революция в России привнесла много экономических, социальных, политических и культурных изменении в молодое советское государство, а Казахстан, как союзница советского государства тоже претендовала на общественные блага.

Ленинский декрет о Ликвидации Безграмотности, принятый 26 декабря 1919 года должна была не только образовать граждан, ещё и полностью искоренить безграмотность как таковой. Результаты были более чем внушительны: если количество школ в Казахстане в 1914 году составляло 2011, то школьников было 105 тысяч, а к 1939 году школ насчитывалось 8381, а школьников в 1 млн. 113 тыс. Школ в Советском Казахстане построили в 4 раза больше, а школьников стало больше в 10,6 раз.

В первые годы существования советской власти социалистические мысли охватывали разум гражданина не в полной мере. За место социалистической мысли торжествовал мелкобуржуазный, националистический. С такими видами мыслей нужно было бороться основательно. В связи с чем были предприняты очень решительные шаги, которые круто меняли всю атмосферу литературной и творческой жизни в обществе.

Основными вехами на этом пути стали создание Главлита (главное управление по делам лит-ры и издательств) и Главреперткома; решения состоявшейся в августе 1922 года XII Всероссийской конференции РКП(б), определившие новый подход к вопросам о взаимоотношениях с интеллигенцией, которая и распространяла по большей части эти мелкобуржуазные и националистические мировоззрения.

На созванном Агитпропом ЦК совещании «О борьбе с мелкобуржуазной идеологией в области литературно-издательской», было решено вернуть цензуру как государственный институт. 12 июня 1925 г. секретариат Казахского краевого комитета РКП(б) принял решение о создании ассоциации казахских пролетарских писателей (КазАПП).

Было создано организационное бюро в составе Сакена Сейфуллина, Николая Феоктистова, Беимбета Майлина, Абдрахмана Байдильдина. Насчет деятелей Алаш, состоявших в госструктурах, стоит сделать ремарку, что пускай Алаш и распространял вредные мысли в массы, но советская власть не могла отказаться от казахской интеллигенции в связи с нехваткой кадров. Поэтому некоторая часть интеллигенции могли сидеть в госструктурах.

И этот союз между казахской интеллигенцией и советами коммунистами вполне можно назвать обоюдным, хотя бы потому, что интеллигенты были согласны с советской властью с тем, что нужно отделять веру от государства и принять закон об обязательном образовании и свободе вероисповедания. В остальном советы и интеллигенты полностью расходились во мнениях. И союз между ними был необходим и полезен до определенного времени.

Интеллигенты, имевшие более националистическое мировоззрение, всячески стремились защищать и отстаивать родной, казахский язык. Советы не были против того, чтоб народ каждой отдельной нации имели возможность свободно общаться на своем родном языке. Именно поэтому ревностный защитник и реформатор казахского языка, деятель распущенной партии Алаш Ахмет Баутурсынов внес немалую лепту в развитие казахского языка.

В свете этих событии, ставилась задача перевода письменности с арабской вязи на латиницу, которая была объявлена «орудием ленинской национальной политики», «началом культурной революции среди тюрков». Латинизации алфавита тогда подверглось около 20 млн. представителей в основном тюрко-мусульманской культуры».

В 1925 г. на V съезде Советов А. Байтурсынов поставил вопрос о возвращении народу подлинного имени, основываясь на его истории и культуре. Делегаты съезда единогласно проголосовали за это предложение и приняли постановление о переименовании «Киргизской АССР» в «Казахскую».

Это, конечно, не умоляет его контрреволюционных действий, но нельзя отменять тот факт, что Байтурсынов вносил свою лепту в образование казахской национальности.

М. Дулатов также оставил много ценных идей по вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения. Причем наибольшее внимание он уделял воспитанию личности ребенка средствами народного искусства, призывал молодежь к широкому овладению искусствами.

В своей педагогической деятельности призывал к широкому просвещению народа, развитию национальной культуры, духовности. Им разрабатывались вопросы формирования самостоятельности, творчески активной личности. Особое внимание в своей просветительской деятельности ученый-педагог уделял воспитанию подрастающего поколения. Фундаментом духовного воспитания он считал культурное наследие казахского народа.

В своей педагогической системе особое место Жумабаев, как и известный педагог Ушинский, уделял воспитанию ребенка в стихии родного языка, раскрывая в ярких образных красках и неисчерпаемые возможности его в формировании гармонически развитой личности. Ученый-педагог с восхищением отмечал: «В казахском языке отражены то тихая, безветренная ночь, то ураганная желтая степь, длительные перекочевки с места на место, медлительный и спокойный характер народа. Как широка степь, так широк и богат казахский язык».

А Дулатов выступал за народную школу. При этом он подчеркивал обязательность обучения детей народному языку. Ученый-педагог отмечал: «Материалы родного языка должны отражать дух нации, его традиции, культуру, быт народа». Поэтому казахская школа должна преследовать цель: давать учащимся не только знания, но и воспитывать их в духе народной педагогики. Подчеркивая воспитательное и образовательное значение родного языка, Ученый-педагог считал, что содержание духовного воспитания должно быть увязано со знакомой для школьника окружающей средой, жизнью и бытом, с учетом национальной психологии, природой ребенка.

Таким образом мы понимаем, что союз между бывшими алашордынцами и Советской властью был вполне возможен и полезен для обеих сторон, но лишь до определенного времени.

 

4 ноября 2023 года



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун