Появление Компартии Турции как прямой результат Октябрьской социалистической революции
Мы представляем вниманию читателей доклад члена международного бюро молодёжного крыла (Комсомола)...
Мы представляем вниманию читателей доклад товарища Шерхана, который он зачитал на нашей онлайн-конференции 4 ноября, посвящённой Великой Октябрьской Социалистической Революции.
Редакция
Во времена правления царской власти Туркестанское генерал-губернаторство (прежнее название Казахстана) представляло из себя полуфеодальный строй со слабой централью власти, опиравшаяся экономически по большей части на кочевой образ жизни.
Простой люд в Казахстане представлял из себя нищую, чумазую и необразованную массу в подавляющем большинстве, угнетаемой не только местным баями, но еще и Российской аристократией. Время требовало образования и просвещения народных масс, а общественное распределение, иначе говоря феодальная система, вредила и откровенно говоря противоречила этим идеям и требованиям. С этим большевистская партия соглашалась и даже развивала эту идею.
Социалистическая революция в России привнесла много экономических, социальных, политических и культурных изменении в молодое советское государство, а Казахстан, как союзница советского государства тоже претендовала на общественные блага.
Ленинский декрет о Ликвидации Безграмотности, принятый 26 декабря 1919 года должна была не только образовать граждан, ещё и полностью искоренить безграмотность как таковой. Результаты были более чем внушительны: если количество школ в Казахстане в 1914 году составляло 2011, то школьников было 105 тысяч, а к 1939 году школ насчитывалось 8381, а школьников в 1 млн. 113 тыс. Школ в Советском Казахстане построили в 4 раза больше, а школьников стало больше в 10,6 раз.
В первые годы существования советской власти социалистические мысли охватывали разум гражданина не в полной мере. За место социалистической мысли торжествовал мелкобуржуазный, националистический. С такими видами мыслей нужно было бороться основательно. В связи с чем были предприняты очень решительные шаги, которые круто меняли всю атмосферу литературной и творческой жизни в обществе.
Основными вехами на этом пути стали создание Главлита (главное управление по делам лит-ры и издательств) и Главреперткома; решения состоявшейся в августе 1922 года XII Всероссийской конференции РКП(б), определившие новый подход к вопросам о взаимоотношениях с интеллигенцией, которая и распространяла по большей части эти мелкобуржуазные и националистические мировоззрения.
На созванном Агитпропом ЦК совещании «О борьбе с мелкобуржуазной идеологией в области литературно-издательской», было решено вернуть цензуру как государственный институт. 12 июня 1925 г. секретариат Казахского краевого комитета РКП(б) принял решение о создании ассоциации казахских пролетарских писателей (КазАПП).
Было создано организационное бюро в составе Сакена Сейфуллина, Николая Феоктистова, Беимбета Майлина, Абдрахмана Байдильдина. Насчет деятелей Алаш, состоявших в госструктурах, стоит сделать ремарку, что пускай Алаш и распространял вредные мысли в массы, но советская власть не могла отказаться от казахской интеллигенции в связи с нехваткой кадров. Поэтому некоторая часть интеллигенции могли сидеть в госструктурах.
И этот союз между казахской интеллигенцией и советами коммунистами вполне можно назвать обоюдным, хотя бы потому, что интеллигенты были согласны с советской властью с тем, что нужно отделять веру от государства и принять закон об обязательном образовании и свободе вероисповедания. В остальном советы и интеллигенты полностью расходились во мнениях. И союз между ними был необходим и полезен до определенного времени.
Интеллигенты, имевшие более националистическое мировоззрение, всячески стремились защищать и отстаивать родной, казахский язык. Советы не были против того, чтоб народ каждой отдельной нации имели возможность свободно общаться на своем родном языке. Именно поэтому ревностный защитник и реформатор казахского языка, деятель распущенной партии Алаш Ахмет Баутурсынов внес немалую лепту в развитие казахского языка.
В свете этих событии, ставилась задача перевода письменности с арабской вязи на латиницу, которая была объявлена «орудием ленинской национальной политики», «началом культурной революции среди тюрков». Латинизации алфавита тогда подверглось около 20 млн. представителей в основном тюрко-мусульманской культуры».
В 1925 г. на V съезде Советов А. Байтурсынов поставил вопрос о возвращении народу подлинного имени, основываясь на его истории и культуре. Делегаты съезда единогласно проголосовали за это предложение и приняли постановление о переименовании «Киргизской АССР» в «Казахскую».
Это, конечно, не умоляет его контрреволюционных действий, но нельзя отменять тот факт, что Байтурсынов вносил свою лепту в образование казахской национальности.
М. Дулатов также оставил много ценных идей по вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения. Причем наибольшее внимание он уделял воспитанию личности ребенка средствами народного искусства, призывал молодежь к широкому овладению искусствами.
В своей педагогической деятельности призывал к широкому просвещению народа, развитию национальной культуры, духовности. Им разрабатывались вопросы формирования самостоятельности, творчески активной личности. Особое внимание в своей просветительской деятельности ученый-педагог уделял воспитанию подрастающего поколения. Фундаментом духовного воспитания он считал культурное наследие казахского народа.
В своей педагогической системе особое место Жумабаев, как и известный педагог Ушинский, уделял воспитанию ребенка в стихии родного языка, раскрывая в ярких образных красках и неисчерпаемые возможности его в формировании гармонически развитой личности. Ученый-педагог с восхищением отмечал: «В казахском языке отражены то тихая, безветренная ночь, то ураганная желтая степь, длительные перекочевки с места на место, медлительный и спокойный характер народа. Как широка степь, так широк и богат казахский язык».
А Дулатов выступал за народную школу. При этом он подчеркивал обязательность обучения детей народному языку. Ученый-педагог отмечал: «Материалы родного языка должны отражать дух нации, его традиции, культуру, быт народа». Поэтому казахская школа должна преследовать цель: давать учащимся не только знания, но и воспитывать их в духе народной педагогики. Подчеркивая воспитательное и образовательное значение родного языка, Ученый-педагог считал, что содержание духовного воспитания должно быть увязано со знакомой для школьника окружающей средой, жизнью и бытом, с учетом национальной психологии, природой ребенка.
Таким образом мы понимаем, что союз между бывшими алашордынцами и Советской властью был вполне возможен и полезен для обеих сторон, но лишь до определенного времени.
4 ноября 2023 года
Мы представляем вниманию читателей доклад члена международного бюро молодёжного крыла (Комсомола)...
Мы представляем вниманию читателей текст доклада члена Инициативной группы по формированию...
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...
Представляем вниманию читателей текст выступления Тимура Кибирова на конференции "Борьба...