В Казахстане наблюдается тревожная тенденция в пенсионной сфере, несмотря на значительные государственные расходы. Начало 2025 года ознаменовалось выделением из республиканского бюджета колоссальной суммы – более 1,7 триллиона тенге на пенсионные выплаты. Эта внушительная цифра свидетельствует о масштабе проблемы, усугубляемой непрерывным ростом числа пенсионеров.
К 1 июня их количество достигло 2 481 000 человек, что на 10 000 больше, чем в мае. Однако, несмотря на значительные финансовые вливания, рост пенсионных выплат оказался минимальным.
Средняя совокупная пенсия в июне 2025 года составила 143 502 тенге, что всего на 102 тенге больше, чем в мае (143 400 тенге). Эта ничтожная прибавка вызывает серьезные вопросы о эффективности расходования бюджетных средств и адекватности пенсионного обеспечения растущего числа пенсионеров. Разбивка средней пенсии показывает, что 95 814 тенге составляют солидарную пенсию, а 47 688 тенге – базовую. Министерство труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН) подробно отчиталось о распределении бюджетных средств: 1 745,9 млрд тенге были потрачены на пенсии в целом, из них 564,7 млрд тенге – на базовую пенсию и 1 181,2 млрд тенге – на солидарную.
Важно отметить, что с 1 января 2025 года проводилась индексация пенсий. Базовая пенсия выросла на 6,5%, а солидарная – на 8,5%. Эти цифры, превышающие прогнозируемый уровень инфляции, на первый взгляд кажутся позитивными. Однако, на фоне стремительно растущего числа пенсионеров и минимального прироста средней пенсии, возникают сомнения в долгосрочной устойчивости данной системы.
Серьезную озабоченность вызывает фактическое убыточность Единого накопительного пенсионного фонда. Это значительно увеличивает нагрузку на государственный бюджет и Национальный фонд (Нацфонд). Ситуация усугубляется не ростом, а уменьшением резервов Нацфонда, а также потерей средств Пенсионного фонда из-за инфляции и отсутствием прибыли. В дальнейшей перспективе бюджет, скорее всего, не сможет обеспечивать существующий уровень пенсий с учетом постоянного роста числа пенсионеров.
Таким образом, перед Казахстаном стоит критическая проблема долгосрочного обеспечения пенсионных выплат. Ближайшие 5-7 лет будут определяющими для будущего накопительной пенсионной системы, которая зашла в тупик. Необходимо срочно разрабатывать и внедрять новые эффективные меры, направленные на устойчивое финансирование пенсионного обеспечения, иначе система может обрушиться под тяжестью растущих расходов и уменьшающихся резервов.
Но нужно не просто принять решительные меры для диверсификации источников финансирования и повышения эффективности управления пенсионными средствами, а полностью отказаться от чилийской накопительной системы, внедрённой Акежаном Кажегельдиным в 90-е годы с возвращением полностью к солидарной системе, существовавшей до 1996 года.
В противном случае, наступает реальная угроза снижения уровня жизни пенсионеров и социальной нестабильности в стране. Ведь, как и в Чили, в случае окончательного краха ЕНПФ и исчерпания средств Нацфонда правительство РК в итоге будет способна выплачивать только минимальные базовые пенсии, что фактически означает нищету и голод для пожилых людей.