Правительство исходило из интересной логики, что повышение тарифов, рост бюджетных расходов и вливания из Нацфонда не окажут никакого влияния на инфляцию.
Кроме того, там как-то не учли, что повышение тарифов будет приводить к росту себестоимости подтарифных товаров и услуг и еще приводить к дальнейшим требованиям повышения тарифов.
Помимо этого, экономический блок решил, что, если вкладывать много-много денег в экономику обеспечит экономический рост, который приведет к росту доходов бюджета.
Однако, они опять-таки не учли, что высокая инфляция съедает доходы и требует индексации большинства бюджетных статей. Денег стало опять не хватать, и они решили повысить (а) налоги, (б) тарифы и (в) регулируемые цены на ГСМ.
Им говорили: ребята, вы сначала сократите расходы, но эта мысль, судя по всему, дошла с двухгодичным опозданием, уже после повышения налогов (и новогоднего инфляционного скачка). Сокращение будет, судя по всему, проводится такими же методами, что и повышение налогов, а значит - помимо ликвидации всяких кормушек под удар подпадут и социальные программы.
Теперь посмотрим на ситуацию с экономическим ростом. Рост ВВП есть, но он сопровождается падением доходов населения и не сопровождается ростом доходов бюджета (эта ситуация вылезет во II квартале).
А ответ очень простой: государственные инвестиции не учитывают понятия окупаемости проектов. Стоимость сильно завышена, контроль эффективности отсутствует, вследствие чего рентабельность первые 5-10 лет будет отрицательной, что усугубляется тарифной политикой и инфляцией. То есть политика стимулирования экономического роста в противофазе с политикой стимулирования прибыльности монополистов.
Дополнительной проблемой стало падение внешних инвестиций и отток капитала с рынка. Правительство определило одной из проблем чрезмерную бюрократизацию, но в качестве борьбы с ней решило еще больше усилить администрирование инвестиционных процессов.
Не забудем и то, что ЦОДы для всяких новаций и криптовалют будут оттягивать на себя электроэнергию, создавая дополнительное давление на тарифы и закупки дорогой энергии с внешних рынков, а в самих тарифах заложена окупаемость частных инвестиций в ВИЭ. Опять же не считая роста потребления из-за одной мудрой реформы двухгодичной давности.
В этих условиях представлялось бы целесообразным сначала провести оптимизацию расходов, ужесточить контроль над бюджетными потоками, отложить некоторые дорогостоящие (и неприбыльные для государства) проекты, а фискальную реформу растянуть по времени - с тем, чтобы обеспечить социальную стабильность и деловую активность в стране...
Данияр Ашимбаев