За четыре месяца 2025 года казахстанцы понесли колоссальные потери пенсионных накоплений, сумма которых достигла 1,3 триллиона тенге. Это шокирующая цифра, которая свидетельствует о крайне неудовлетворительном управлении государством пенсионными активами граждан. Апрельский отчет Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) неумолимо указывает на реальную доходность пенсионных активов в минус 6,15%.
Иными словами, вместо прироста сбережений, казахстанцы наблюдают их существенное уменьшение, фактически ежедневное сокращение накоплений на сотни миллионов тенге. Это не просто цифры на бумаге – это реальные деньги, отложенные на старость, которые тают как снег на солнце.
Эта катастрофическая ситуация, в которой оказались пенсионеры и будущие пенсионеры Казахстана, напрямую связана с низкой эффективностью управления ЕНПФ, находящимся под контролем Национального банка. Нацбанк управляет более чем 99% всех пенсионных сбережений граждан, и его действия (или, точнее, бездействие) привели к многомиллиардным потерям. Отрицательная реальная доходность, зафиксированная на 1 мая 2025 года и равная минус 6,15%, наглядно демонстрирует масштаб проблемы. Это не просто просчет – это системный сбой, который требует немедленного и кардинального решения. Подобная ситуация, когда граждане систематически теряют свои сбережения, недопустима в условиях развивающейся экономики.
Складывается ощущение, что государство, взяв на себя ответственность за управление пенсионными накоплениями, не справилось с этой задачей. Факторы, повлиявшие на столь плачевные результаты, очевидны: высокая инфляция, которая съедает значительную часть накоплений, и, что немаловажно, неэффективное управление со стороны Нацбанка. Несмотря на ежемесячные отчисления работодателей и самих граждан в ЕНПФ, система не работает должным образом, и вместо роста сбережений мы видим их постоянное сокращение.
Несмотря на то, что ЕНПФ является формально квазигосударственным фондом в реальности является коммерческим предприятием, но в ситуации отсутствия фондового рынка при высоких темпах инфляции и в рамках вывозной сырьевой колониальной экономики не может быть рентабельным априори. Плюс все аналогичные фонды в Латинской Америке, созданные после принудительной реформы в Чили при генерале Пиночете, оказались банкротами еще в 90-е годы, лишив граждан своих накоплений. И Казахстан идёт по тому же пути.
В целом, сложившаяся ситуация заставляет задуматься об эффективности пенсионной системы в целом. Система, введенная Акежаном Кажегельдиным в 1997 году по указанию МВФ, оказалась, по сути, нежизнеспособной в нынешних условиях. Необходимо проведение масштабного анализа работы ЕНПФ и Нацбанка, а также разработка новых, более эффективных механизмов управления пенсионными накоплениями, обеспечивающих реальную защиту сбережений граждан от инфляции и некомпетентного управления.
Проблема требует не косметического вмешательства, а радикальных преобразований всей системы, с возвращением к солидарной системе пенсионного обеспечения. Без серьезных реформ ситуация будет только ухудшаться, угрожая социальной стабильности и благополучию миллионов казахстанцев, которые могут лишиться своих пенсионных накоплений.