СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Репрессии от профкома и рычаги лоббистов

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Репрессии от профкома и рычаги лоббистов


 Речь пойдёт о двух законопроектах, имеющих прямое отношение к истории Кыргызстана и даже знаковых для страны. Их судьба сложилась диаметрально противоположно.

Минус предатели, плюс «маслокрады»

Закон, именуемый очень длинно — «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам», был принят ещё в далёком мае 1994 года. После этого в закон восемь (!) раз вносились изменения, включая самые последние.

Буквально в последний день 2024 года Президент КР Садыр Жапаров подписал внесение очередных изменений в закон. До этого законопроект, принятый Жогорку Кенешем в ноябре, Глава государства вернул с возражениями. Правительственных чиновников смутил пункт о возмещении материального и морального вреда жертвам репрессий и их потомкам. А таковых исследователи, порывшись в архивах, насчитали около 18 тысяч имён за 1918-1953 годы.

«Если эти граждане будут реабилитированы, супругам и детям, проживавшим вместе с репрессированными до репрессии, потребуется выплата государственных гарантий приблизительно на сумму более 345,8 млн сомов ежегодно, что принесёт значительную нагрузку на республиканский бюджет. Также данная сумма может увеличиться, если число реабилитированных превысит 18 тысяч», — говорилось в возражении.

Также, подчёркивал Минфин, в госбюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов вообще не предусмотрено средств на эти цели. И исполнение закона о реабилитации потребует дополнительных трат в последующие годы, что привёдет к дефициту республиканского бюджета.

Однако упорству инициаторов (а законопроект сочинили шестеро депутатов) надо отдать должное… В итоге, как уже говорилось, их детище всё же обрело силу закона. Детище весьма скандальное — возмущённые критики законопроекта о реабилитации, например, утверждали, что истинная цель всей этой затеи — геополитическая. А именно — стремление прозападного лобби оторвать Кыргызстан от России в рамках пресловутой «деколонизации-десоветизации-дерусификации».

Для этого, по мнению критиков, «лоббистам» и потребовалась прослойка новых героев и мучеников (взамен советских) — тех, кто боролся с советской властью: например, басмачей или коллаборационистов из Туркестанского легиона СС, служивших в годы войны Гитлеру.

Впрочем, пришлось, видимо, пойти на некоторые компромиссы. Так, в законе подчёркивается, что «не подлежат реабилитации лица, в отношении которых в материалах уголовных дел имеется совокупность доказательств, подтверждающих обоснованность привлечения их к ответственности за предательство Родины, совершённое лицом, призванным на военную службу на территории Кыргызстана и принимавшим участие во Второй мировой войне и в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в рядах военнослужащих или командного состава».

То есть этот пласт «репрессированных» отсекается. Кто же остаётся? Ещё один солидный пласт осуждённых, которые МОГУТ БЫТЬ реабилитированы, перечислен в некоторых статьях и пунктах Уголовного кодекса советских времён, таких как контреволюционные преступления, преступления против управления, должностные преступления, хозяйственные преступления, имущественные преступления. Сюда же может войти и часть бывших «басмачей».

Ну а кто же будет считаться в Кыргызстане «пострадавшим в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам»?

Признаками политической репрессии, — говорит закон, — являются решения власти, органов управления, исполнительных органов, советских общественных и общественно-политических организаций, в том числе партийных, комсомольских, профсоюзных и кооперативных (?!) организаций и их должностных лиц, принятые по существующим обоснованиям в уголовном и/или административном порядках», в период с 1917 по 1953 год.

Решать же, кто заслуживает реабилитации (с выплатой компенсации), а кто нет, будет Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. В её состав вошёл 21 человек, включая восьмерых депутатов Жогорку Кенеша (трое из них — инициаторы законопроекта о реабилитации), крупные учёные чины, представители правительственных ведомств, МВД, ГКНБ, НПО. И всего лишь два журналиста: один — из правительственной газеты «Кыргыз Туусу», другой — от радио «Азаттык».

Кстати, Комиссии по реабилитации на свою деятельность придётся где-то добывать деньги самой. Первоначально планировалось, что работать она будет за счёт госбюджета, но Минфин, как уже говорилось, постарался, как мог, урезать расходы. Так в проекте закона о реабилитации появилась поправка: деятельность комиссии «осуществляется за счёт внебюджетных средств, в том числе из привлёченных и спонсорских средств».

В целом же замысел инициаторов, можно сказать, удался. Теперь общественности остаётся ждать, КОГО ИМЕННО комиссия сочтёт достойным реабилитации. Хотелось бы, чтобы этот выбор был прозрачным.

Похороненный до рождения

Совсем иная развязка ожидала другую законодательную инициативу. В её наименовании тоже фигурировало слово «реабилитация», но в ином контексте.
«О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников» — так назывался законопроект, в марте 2016 года внесённый в Жогорку Кенеш. У этого документа весьма интересная история.

Ещё в 2010 году была создана международная неправительственная организация «Мир без нацизма», объединяющая 140 национальных антифашистских организаций более чем 130 стран мира. В 2012-м Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ разработала модельный законопроект для всех стран — участниц Содружества. Ассамблея пришла к решению, что принятие этого закона поставит заслон проникновению на территорию СНГ праворадикальной идеологии, которая уже вовсю прорастала в Западной Европе.

Парламентарии призвали дать решительный отпор и не допустить радикальной идеологизации молодёжи. Инициативу поддержали Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

Лишь через четыре года, весной 2016-го, этот документ был, наконец, вынесен на общественное обсуждение Жогорку Кенешем.

Законопроект, в частности, запрещал распространять через СМИ, а также сети общего пользования (телефонную, спутниковую связь, интернет и т. д.) неонацистские материалы, создавать общественные и религиозные объединения, цели и задачи которых содержат признаки реабилитации или героизации нацизма.

На органы госвласти Кыргызстана возлагалась обязанность проводить государственную антинацистскую экспертизу учредительных документов любых некоммерческих организаций, образовательных программ, научных и литературных работ. Предусматривалась также общественная антинацистская экспертиза.

Для нарушителей антинацистского закона — тех, кто пытается реабилитировать нацистских преступников и их пособников, — законопроект предусматривал уголовную ответственность.
А вскоре начались чудеса. Законопроект вдруг вообще исчез с сайта Жогорку Кенеша. Никто о нём больше не вспоминал. Позже выяснилось, что до рассмотрения законопроекта дело так и не дошло якобы по той причине, что депутат, которая его инициировала, перешла на новую работу — в структуру ЕАЭС. В 2017 году в профильном парламентском комитете журналистов заверили, что кто-нибудь из депутатов подхватит эстафету и всё-таки даст ход антинацистскому законопроекту.

Но ни одного такого депутата в стенах парламента за 14 лет (!!!) так и не нашлось! Даже после того, как в кыргызском парламенте сменилась власть и пришёл новый VII созыв ЖК. Он должен смениться уже в следующем году, но к теме противостояния нацизму никто из парламентариев интереса по-прежнему не проявляет.

Одна из явных причин этого загадочного явления станет понятной, если вспомнить некоторые события того периода.

Что крылось в глубине этих событий, пока остаётся лишь догадываться, на поверхности же наблюдалась кипучая деятельность местных прозападных неправительственных организаций. Очередная их задумка называлась «гражданским форумом «Мне не всё равно!» Финансировали эту серию мероприятий (на несколько тысяч долларов), в частности, Фонд «Сорос — Кыргызстан», международная организация «Датская межцерковная помощь» и правительственное агентство ЮСАИД (недавно закрытое Президентом США Дональдом Трампом). При этом, как водится, неплохо подзаработали многие — и хозяева отеля (где жили и заседали участники форума), и изготовители баннеров и футболок, и сами организаторы форума. Скажем, гонорар координатора оргкомитета форума за два дня работы (!) составил 2 372 доллара.

Первоначально форум готовился с целью сорвать принятие в Кыргызстане закона об иностранных агентах. Но затем появились новые приоритеты. На одном из форумов среди двух десятков пожеланий-требований к парламенту, Президенту и гражданам Кыргызстана было и такое: «Остановить законопроект о запрете рекламы нацизма». У кыргызстанских НПО и их заморских спонсоров, стремящихся формировать политику Кыргызстана, появилась новая мишень!

Сказано — сделано! Антинацистский законопроект был благополучно похоронен ещё до своего рождения — да так надёжно, что никаких следов не осталось! Никто даже не стал его, как положено по процедурам, рассматривать — хотя бы для проформы!

Без состава преступления

Самое поразительное в этой истории вот что. Напомним ещё раз об уровне законопроекта — Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ!

Его авторы опирались на международные договоры — в частности, на Конвенцию 1968 года о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности, Международную конвенцию 1965 года о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.

Кыргызстан на всех сессиях Генеральной ассамблеи ООН неизменно голосует ЗА предлагаемые Россией антинацистские резолюции, тем самым протокольно подтверждая свою приверженность «борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

И эта борьба становится всё более актуальной по мере фашизации планеты. Стоит хотя бы вспомнить, что совсем недавно, в мае, ряд делегаций ОБСЕ (включая опять же Кыргызстан) в своём совместном заявлении объявили: «Категорически неприемлемы попытки пересмотра или искажения итогов Второй мировой войны, преуменьшения роли народов Советского Союза и участников освободительных движений европейских стран в разгроме нацизма. Недопустимы усилия по реабилитации и героизации нацистов и их пособников, отрицание совершённых ими военных преступлений и преступлений против человечности. Согласно решениям Нюрнбергского трибунала, юридически закрепившим завоевания Победы во Второй мировой войне, преступные деяния нацистов и их пособников не имеют срока давности».

Для кого-то не имеют, а для кого-то очень даже имеют… Вот, например, что ещё лет за десять до празднования 80-летия Великой Победы писали в соцсетях местные прозападные активисты: «Плевать я хотел на ваших ветеранов-дИдов и прочих предателей своего народа, которые могли бы идти воевать в составе туркестанского СС. Они должны скорее уйти из жизни, солдаты Красной армии — террористы. Их флаги, изоленты и ордена достойны мусорного ведра».

Автор этих кощунственных строк — кстати, профессор одного из бишкекских вузов, оказался на скамье подсудимых. Правда, совсем за другое — за возбуждение национальной вражды (по довольно, надо признать, хлипким основаниям). На его защиту поднялся практически весь прозападный активистский «бомонд». В итоге профессор был оправдан во всех судебных инстанциях.

Почему его не привлекли к ответственности за глумление над памятью советских воинов и героизацию нацистских пособников, так и осталось непонятным. Видимо, потому, что в Кыргызстане это тогда преступлением не считалось. Да и по сей день не считается — благодаря, надо полагать, стараниям прозападного лобби.

Словом, тогда, в 2016-м, западные лоббисты в Кыргызстане оказались сильнее международного права. Какие, интересно, рычаги они задействовали на сей раз и какие козыри пустили в ход?

И не пора ли это упущение исправлять?

«Мы что, второсортная страна?!» — так год назад Президент Садыр Жапаров, подписав закон об НКО, возмущённо ответил многочисленным зарубежным «партнёрам», пытавшимся надавить на Главу государства и в очередной раз сорвать принятие этого акта. Стоит сегодня вспомнить и о других подобных случаях давления на Кыргызстан и задаться тем же вопросом: «Нас что, считают второсортной страной?!»

Вадим НОЧЁВКИН

Источник



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун