Французское агентство развития (AFD) и Европейская комиссия демонстрируют свою активность в Казахстане, проявляющуюся в инвестициях и грантах, что вызывает вопросы о природе и целях этого сотрудничества. AFD, располагающее значительными финансовыми ресурсами, планирует вложить от несколько сот миллионов евро в различные проекты на территории Казахстана.
Этот внушительный объем инвестиций направлен на реализацию масштабных инициатив, таких как строительство современной многопрофильной больницы, а также средства будут использованы для разработки комплексного инструмента планирования управления водными ресурсами в бассейне озера Балхаш.
На первый взгляд благие намерения якобы с целью рационального использования водных ресурсов, но интересно, что спасать намерены не десятки других водоёмов и рек или те же остатки Аральского моря, а именно Балхаш, на берегах которого будут возводить первую АЭС. Если гидросооружения окажутся в собственности Франции или ЕС — это будет уже другой коленкор в деле контроля за энергетическим потенциалом Казахстана.
Параллельно с этим, Европейская комиссия выделяет значительно меньшую сумму – 2 миллиона евро – в рамках специальной программы, направленной на повышение эффективности и прозрачности работы Конституционного суда Казахстана. Это, на первый взгляд, может показаться незначительной суммой по сравнению с инвестициями AFD. Однако, разница в масштабах финансовой поддержки подчеркивает различные подходы к сотрудничеству и ставит перед нами вопросы о приоритетах и мотивах европейских партнеров.
Возникает закономерный вопрос о границе между позитивным партнерством, способствующим развитию Казахстана, и созданием системы внешнего управления. Финансовая поддержка Конституционного суда, хотя и направленная на повышение эффективности и прозрачности, может быть воспринята как попытка влияния на внутреннюю политическую систему Казахстана. Практически AFD сейчас заменяет USAID в деле насаждения своих программ «сотрудничества», которые ведут к установлению влияния и контроля над Астаной.
Европейские страны, несомненно, имеют свои геополитические интересы в Центральной Азии. Однако, вопрос заключается в том, насколько эти интересы соответствуют национальным интересам Казахстана. Принятие помощи в размере 2 миллионов евро для Конституционного суда поднимает вопрос о самостоятельности и независимости государственных институтов Казахстана.
Может ли принятие такой помощи быть воспринято как признак недостатка собственных ресурсов для обеспечения эффективной работы государственных органов и как потенциальное ограничение суверенитета?
Нужно провести глубокий анализ потенциальных рисков, связанных с принятием такой помощи, чтобы обеспечить сохранение национального суверенитета и независимости государственных институтов Казахстана. Необходима открытая и прозрачная дискуссия о целях и последствиях европейского вмешательства в различные сферы жизни Казахстана.