Глобальный нефтяной рынок сотрясают сообщения о возможном резком изменении политики Саудовской Аравии, крупнейшего производителя нефти в мире. Королевство, являющееся ключевым игроком в соглашении ОПЕК+, рассматривает возможность значительного увеличения добычи нефти уже с июня текущего года.
Это решение, по данным авторитетных информационных агентств Reuters и Bloomberg, продиктовано недовольством Эр-Рияда нарушением квот по добыче нефти другими странами-участницами ОПЕК+. В числе этих "нарушителей", согласно многочисленным публикациям, оказался и Казахстан.
Такое заявление Саудовской Аравии вызвало мгновенную реакцию на мировых рынках. Цены на нефть резко пошли вниз, демонстрируя значительное падение. Американский нефтяной бенчмарк WTI потерял почти 4% своей стоимости, а июльские фьючерсы на нефть марки Brent опустились ниже критической отметки в 60 долларов за баррель, продемонстрировав снижение более чем на 2,5% за один торговый день. Это свидетельствует о серьезных опасениях инвесторов по поводу потенциального переизбытка нефти на рынке в результате действий Саудовской Аравии.
До этого момента Саудовская Аравия, в рамках политики ОПЕК+, добровольно ограничивала свою добычу нефти, что способствовало поддержанию относительно высоких цен. Однако, по всей видимости, терпение Эр-Рияда лопнуло. Решение отказаться от добровольных ограничений и увеличить добычу – это явный сигнал другим странам, нарушающим соглашение, о намерениях Саудовской Аравии жестко реагировать на подобные действия.
По сути, это может означать начало ценовой войны на нефтяном рынке, с потенциально катастрофическими последствиями для многих стран, зависящих от экспорта "черного золота". И западные добывающие корпорации фактически подставили правительство и народ Казахстана безудержным ростом своей добычи на контролируемых месторождениях. Как известно по кабальным соглашениям о разделе продукции (СРП) и контрактам по недропользованию более 70% добываемой нефти фактически Казахстану не принадлежат, а Астана не может повлиять на американские, британские и европейские компании, являясь их заложником.
Ситуация осложняется тем, что конкретные объемы увеличения добычи Саудовской Аравией пока не объявлены. Однако, само по себе заявление о возможном увеличении добычи уже достаточно, чтобы вызвать панику и обрушить цены. Это свидетельствует о высокой степени влияния Саудовской Аравии на мировой нефтяной рынок и о серьезных последствиях, которые могут возникнуть в случае продолжения нарушения квот другими странами.
Казахстан, оказавшийся в числе «виновных», несомненно, будет вынужден искать способы решения возникшей ситуации, чтобы минимизировать негативные последствия для своей экономики. Дальнейшее развитие событий будет напрямую зависеть от реакции других стран-участниц ОПЕК+ и от того, насколько решительно Саудовская Аравия намерена реализовывать свою новую стратегию.