Заявление Премьер-министра Казахстана Олжаса Бектенова о необходимости повышения налогов для устранения бюджетного дисбаланса вызвало широкий общественный резонанс и критику экономической политики правительства.
Ситуация выглядит парадоксально: при утверждении текущего бюджета на 2025 год никаких серьёзных проблем с балансом доходов и расходов не прогнозировалось. Теперь же, внезапно обнаружившийся дефицит требует экстренных мер в виде увеличения налогового бремени на граждан и бизнес. Объяснения правительства выглядят неубедительными.
Бектенов упомянул о «проработке» мер по сокращению государственных расходов, но уже заявил, что этих мер будет недостаточно для решения проблемы. Это говорит о неэффективности бюджетного планирования и отсутствии прогнозных моделей, адекватно отражающих реальную экономическую ситуацию.
Более того, поднимается вопрос о спасении Национального фонда, который, судя по всему, используется для покрытия дефицита текущего бюджета, что является крайне нежелательной практикой и ставит под угрозу финансовую стабильность страны в долгосрочной перспективе.
Повышение налогов представляется правительством как единственный выход из создавшегося положения. Однако, такой шаг может иметь негативные последствия для экономики. Увеличение налоговой нагрузки может снизить инвестиционную активность, тормозить экономический рост и ухудшить уровень жизни населения.
Отсутствие прозрачности и четкого плана по сокращению расходов вызывает подозрения в неэффективном использовании государственных средств. Необходимо провести независимый аудит бюджета, чтобы выявить причины возникновения дефицита и определить реальные объемы неэффективных расходов.
Возникает вопрос о прогнозировании. Почему не были своевременно предприняты меры по предотвращению бюджетного дисбаланса? Возможно, отсутствие адекватной макроэкономической политики, неправильные прогнозы инфляции, неучтенные внешние факторы (например, глобальные экономические кризисы или колебания цен на энергоресурсы) привели к такой ситуации.
Необходимо проанализировать структуру расходов государственного бюджета и выявить области, где можно сэкономить без ущерба для важных социальных программ. Также важно усилить контроль за использованием государственных средств и предупредить коррупцию.
Вместо поспешного повышения налогов более рациональным подходом было бы комплексное реформирование бюджетной системы, направленное на повышение эффективности расходования средств и оптимизацию налоговой политики. Без прозрачности и четкого плана действий повышение налогов становится просто мерами «латания дыр», не решая причин бюджетного кризиса.
Но ситуация на самом деле еще хуже – нынешний финансовый и бюджетный кризис напрямую связан с сырьевой вывозной моделью капиталистической экономики, когда Казахстан превратился в абсолютную колонию без собственного национального кредита. Правительство в этом случае выполняет роль местной колониальной администрации по сбору налогов с «туземцев».