Рабочее движение Казахстана в период реставрации капитализма
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
В Казахстане набирает обороты вопрос о возможном повышении цен на электроэнергию с 1 февраля 2025 года. Министерство энергетики озвучило предварительные данные о возможном увеличении стоимости на 2 тенге за кВт/ч для единого закупщика. Хотя формулировка "может вырасти" оставляет место для маневра, история последних лет говорит о высокой вероятности повышения.
Обращение 36 энергопроизводящих организаций к правительству с просьбой об изменении предельных тарифов подтверждает эти опасения. Ежегодное, а порой и двукратное, повышение цен стало печальной традицией, несмотря на то, что энергокомпании заявляют о постоянной нехватке средств.
Аргументация энергопроизводителей неизменно строится вокруг необходимости масштабной реконструкции изношенных электросетей, степень износа которых оценивается примерно в 90%. Эта цифра поражает воображение, особенно если учесть, что за 33 года независимости те средства, которые были собраны с населения под предлогом обновления инфраструктуры, теоретически позволили бы провести полную реконструкцию электросетей 33 раза. Однако реальность такова, что проблема износа электросетей остается хронической.
В этот раз, помимо износа сетей, энергокомпании акцентируют внимание на росте издержек и острой нехватке квалифицированных кадров в энергетическом секторе. Это заявление заслуживает отдельного анализа. Нехватка кадров может быть следствием низкой заработной платы, которая, в свою очередь, обусловлена существующей системой тарифообразования. Возникает замкнутый круг: низкие тарифы – низкие зарплаты – недостаток квалифицированных специалистов – неэффективная работа – требование повышения тарифов.
Сравнение с советским периодом наводит на размышления. В СССР тарифы на электроэнергию, хотя и не всегда были низкими, служили инструментом сдерживания инфляции и общего роста цен. Они десятилетиями оставались относительно стабильными, а порой и снижались. Эта практика резко контрастирует с ситуацией в независимом Казахстане, где тарифы постоянно растут, стимулируя цепную реакцию удорожания товаров и услуг.
Повышение стоимости электроэнергии неизбежно вызовет эффект домино, отразившись на ценах практически всех товаров и услуг. Производственные предприятия, транспортные компании, население — все ощутит на себе последствия этого повышения. Предсказуемость этой цепной реакции – это фактор, который усиливает общественное беспокойство. Предположение о многократном повышении цен в ближайшие годы, к сожалению, не лишено оснований, учитывая уже сложившуюся практику.
Необходимо также отметить, что проблема не только в объеме инвестиций в энергетику, но и в эффективности их использования. Прозрачность и контроль за расходованием средств, выделенных на модернизацию электросетей, являются крайне важными аспектами решения проблемы. Правда, кто будет устанавливать такую прозрачность? Правительство, которое волюнтаристски перевело время и теперь потребление электроэнергии сразу же выросло на 30%? Очень большой вопрос.
Впрочем, на поверхности лежит лоббизм властями крупных монополий, принадлежащих девяти олигархам, которые так и не лишились собственности из-за энергетического и коммунального коллапса 2022-23 годов. Ведь прежняя программа с точно таким же названием «Тариф в обмен на инвестиции» 2015-го года не только не привела к модернизации инфраструктуры, сетей и ТЭЦ, но вылилось в то, что миллиарды долларов были выведены из отрасли и из страны.
Даже сейчас потребители в РК вынуждены еще по прежней программе переплачивать 2 триллиона тенге в год за электроэнергию. Нынешняя программа, анонсированная Токаевым также уже привела к повышению тарифов в среднем на 40%, а перевод на единый часовой пояс резко увеличил потребление в стране электроэнергии, а теперь еще это повышение на 2 тенге за кВт/ч с 1 февраля, что можно назвать откровенным обворовыванием населения в интересах монополистов, получающих сверхприбыли.
Так, «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company) собиралась подавать заявку в Антимонопольный комитет на повышение тарифов с марта на 60%, несмотря на то, что имеет сверхприбыли за счёт как раз роста потребления электроэнергии из-за перевода часов в Казахстане. Теперь вы понимаете для чего вводился единый часовой пояс в РК и в чьих интересах? И KEGOC при этом также оправдывает свою просьбу о повышении тарифов необходимостью модернизации сетей и низкие зарплаты сотрудников…
Поэтому и нынешнее повышение тарифов на электроэнергию, как и последующий их рост никак не скажется на состоянии инфраструктуры и обновления мощностей существующих электростанций, так как средства будут снова разворованы. Казахстанцы также платят и будут платить за прихоти правительства и президента о внедрении «зелёной энергетики», так как себестоимость электроэнергии от ветряков и солнечных станций в разы выше, чем от ТЭЦ и ГЭС и эта разница также закладывается в нынешние тарифы для населения.
И вместо национализации энергетических монополий олигархов, введения плановых начал для выработки долгосрочной стратегии развития энергетического сектора, которая учитывала бы не только текущие потребности, но и перспективы развития страны, включая вопросы строительства новых электростанций, повышения заработной платы и привлечения квалифицированных специалистов в отрасль, происходит дальнейшее дерегулирование, приватизация и перекладывание бремени повышающихся цен на рядовых граждан и оставшиеся еще предприятия.
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
В столице РК 24 июля состоялся круглый стол на тему «Стратегическое партнерство и региональные...
«Вы на самом деле верите в революцию?» - с этим вопросом, наверное, сталкиваются не только...
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...