Закрытие Центра глобального взаимодействия (Global Engagement Center, GEC) Госдепартамента США, последовавшее за прекращением его финансирования Конгрессом, знаменует собой конец одной из наиболее заметных, хотя и неоднозначных, инициатив американской внешней политики в сфере информационной войны.
Созданный в 2016 году, GEC официально позиционировался как структура, противодействующая враждебной пропаганде, преимущественно сосредоточившись на России, Китае и странах СНГ. Однако, реальная деятельность GEC вызывала немало вопросов и критики.
Главной проблемой была избирательность подхода к определению "правдивой информации". GEC, фактически, продвигал нарратив, выгодный западным странам, финансируя и поддерживая местные медиа-организации, чья редакционная политика соответствовала этой линии. Это привело к обвинениям в вмешательстве во внутренние дела суверенных государств и формировании однобокой информационной картины.
Вместо объективного анализа и предоставления разнообразных источников информации, GEC, по мнению критиков, занимался целенаправленным продвижением конкретной идеологии, часто игнорируя альтернативные точки зрения и фактические данные, не вписывающиеся в эту идеологию.
Центрально-Азиатская медиапрограмма, реализованная в Казахстане при поддержке GEC и USAID (Агентство США по Международному развитию), является ярким примером такой деятельности. Официально заявленная цель — развитие "сбалансированной информационной среды" — на практике сводилась к противодействию влиянию российских СМИ, представляемых как источник "неполезной" для Центральной Азии информации.
Эта формулировка скрывала попытку навязать казахстанской аудитории западный взгляд на геополитику, экономику и социальные процессы, игнорируя культурные особенности и национальные интересы региона. Проект USAID финансировал обучение журналистов, предоставление грантов местным медиа-структурам, лояльным западным ценностям, и создание онлайн-платформ для распространения "альтернативной" информации.
Важно отметить, что подобные проекты GEC не ограничивались Казахстаном. Аналогичные инициативы реализовывались в других странах СНГ и за их пределами. Методы работы оставались схожими: выявление и поддержка прозападных СМИ и активистов, проведение тренингов и семинаров по "медиаграмотности" (под которой подразумевалась критика российских и китайских медиа), организация кампаний по борьбе с "дезинформацией", часто сводившихся к цензуре неугодных мнений.
Критики GEC подчеркивают, что подобные действия подрывают доверие к местным медиа и способствуют поляризации общества, создавая ощущение информационной войны, где правда определяется не фактами, а принадлежностью к определенному политическому лагерю.
Более того, многие гранты, выделяемые GEC, попадали в руки организаций, которые использовали средства не по назначению, занимаясь популистской пропагандой или отмыванием денег. Непрозрачность финансирования и отсутствие независимого контроля создавали благоприятную почву для коррупции и злоупотреблений.
Закрытие GEC не обязательно означает полную победу над подобными инициативами. Методы, которые использовал Центр, вероятно, будут применяться другими структурами, возможно, в более скрытой форме. Поэтому, критически важен развитие национальных систем медиаграмотности, способных отличать объективную информацию от западной пропаганды.
Необходимо поощрение плюрализма мнений и свободы слова, однако при этом важно уметь распознавать и противостоять целенаправленным попыткам манипулирования общественным мнением из внешних источников. Более того, нужно работать над совершенствованием международного права для того, чтобы предотвращать вмешательство во внутренние дела суверенных государств под предлогом борьбы с дезинформацией.
Без этого закрытие GEC будет лишь временным решением системной проблемы. Вопрос о необходимости критического осмысления информации и развития собственной независимой аналитики остаётся актуальным как никогда. Только это позволит гражданам формировать собственное взгляд на мир без влияния внешних манипуляций.