И эта сумма во многом не в золотовалютных резервах, а в виде американских и европейских ценных бумагах, то есть в макулатуре, что только приближает скорый крах всей финансовой системы.
Название "Национальный фонд Казахстана" звучит несколько оптимистично на фоне последних тенденций. Выбор этого названия, вероятно, основывался на предположении о постоянном росте благосостояния страны, подпитываемом доходами от нефтегазового сектора. Однако реальность оказалась куда более сложной.
За десять месяцев 2024 года наблюдается тревожная тенденция: поступления в Национальный фонд от нефтегазовой отрасли сократились почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и более чем на 35% по сравнению с 2022 годом. Это означает падение доходов более чем на треть, что является значительным показателем и свидетельствует о серьезных проблемах в экономике.
Необходимо детально рассмотреть причины этого резкого снижения. Среди наиболее вероятных факторов можно выделить колебания цен на нефть на мировом рынке, снижение объемов добычи, а также потенциальные проблемы с инфраструктурой и логистикой. Глобальные экономические потрясения и инфляция, также оказали существенное влияние на казахстанскую экономику и, как следствие, на поступления в Национальный фонд.
Важно отметить, что снижение цен на нефть – это фактор, который Казахстан, как и другие нефтедобывающие страны, не может контролировать напрямую. Однако, стратегическое планирование и диверсификация экономики могли бы смягчить последствия подобных колебаний, но как видим за время правления Назарбаева и Токаева собственной обрабатывающей промышленности в Казахстане не полявилось.
В текущих условиях объем Национального фонда составляет около 7 миллиардов долларов США, что эквивалентно примерно 350 долларам на каждого гражданина страны. Эта цифра далеко не впечатляет и подчеркивает необходимость принятия срочных мер по стабилизации экономической ситуации и увеличению доходов.
И тут дело не в эффективности управления Национальным фондом, а в самой ущербной неолиберальной концепции Нацфонда, навязанной МВФ и Вашингтоном, который вкладывал наличные средства от продажи нефти в американские и европейские ценные бумаги – то есть в макулатуру, поддерживая существующую финансовую пирамиду федеральной резервной системы США.
Вместо инвестирования в собственное производство, в обновление инфраструктуры, в строительство каналов и водохранилищ и в развитие здравоохранения эти средства работали через Нацфонд на империалистов, которые и так контролируют три четверти добычи нефти и газа и две трети добычи цветных металлов и других полезных ископаемых.
И то что правительство постоянно залезает в Нацфонд для пополнения бюджета, для поддержания Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) для выплаты пенсий, а также для спасения банков второго уровня, проедая эти резервы, показывает полный тупик всей налоговой и кредитно-финансовой системы.
Ведь в ситуации отсутствия дешёвого национального кредита не развивается реальный сектор экономики, то есть собственная промышленность и сельское хозяйство, и он не может выплачивать налоги так как постоянно сокращается. Крупные холдинги олигархов и транснациональные корпорации, наоборот, максимально освобождаются от налогового бремени. Плюс происходит постоянный отток капитала из страны, а не рост инвестиций, как об этом трубит пропаганда.
Поэтому, скорее всего, реальных средств в Нацфонде может быть намного меньше чем официальная цифра в 7 миллиардов баксов, так как они в ценных бумагах ЕС и США, а значит неминуемый крах приближается. И вместо того, чтобы закрыть Нацфонд, как инструмент двойной колониальной эксплуатации страны Западом, изъять средства из иностранных ценных бумаг и вложить в собственную промышленность в виде долгосрочных кредитов правительство идёт по пути тотального сокращения всех социальных расходов и массовой приватизации последних доходных государственных активов в энергетики и в добывающем секторе.
Таким образом крушение, выстроенной еще Назарбаевым конструкции, как и частно-накопительной пенсионной системы, не за горами и приближается.