Дмитрий Бурминский: Ленин и «Империализм…» в 21 веке.
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Как заявил Президент Токаев К.-Ж. на встрече с общественностью в Карагандинской области в октябре 2022 года, обращаясь к владельцам крупных промышленных предприятий, в Казахстане завершается эпоха олигархического капитализма и наступает период социальной ответственности перед гражданами страны, нашим гражданам нужен эффективный и социально-ответственный бизнес, занимающий передовые позиции в экономике.
Такое заявление можно понять, как скорое наступление постолигархического периода развития Казахстана, который, естественно, должен вызвать корректировку в деятельности и повышение роли не только профсоюзов, но и других институтов гражданского общества в вопросах утверждения социальной справедливости и необходимого для этого общественного контроля
Из множества определений олигархического капитализма, следует, что это форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга богатых людей, обладающих достаточной политической властью в стране для продвижения своих собственных интересов, не считаясь с интересами большинства народа.
При такой форме правления происходит неимоверное обогащение одних и обнищание других людей, расслоение общества и эксплуатация труда, что и произошло в казахстанском обществе за последние три десятилетия правления олигархов, завладевшими крупными и стратегически важными предприятиями общенародной собственности в начале приватизационных процессов.
К тому же можно отметить, что многими своими решениями в сфере распределения финансов, казахстанские олигархи неоднократно показали свою хищническую сущность в отношении социально-экономических интересов работников наемного труда. В то же время, в послании главы государства народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» от 2 сентября 2024 года сказано: «У нас общая миссия – построить для будущих поколений Справедливый Казахстан, государство равных возможностей для всех и каждого».
Из этого высказывания следует, что в постолигархическом периоде необходимо решительно принимать все меры для ликвидации тех факторов, которые привели к нарушению одного из основополагающих принципов существования общества — социальной справедливости, в частности, в вопросах распределения доходов предприятий на социальные нужды.
Однако, для проведения анализа решений управления олигархов по таким вопросам, нужен иметь доступ в виде общественного контроля. В этой связи необходимо отметить, что существующее право на проведение профсоюзами общественного контроля ограничено профсоюзным законодательством только вопросами трудовых отношений, то есть, соблюдения прав членов профсоюза в рамках предприятия и организации. В то время как сосредоточение и распределение огромного финансового капитала, в том числе, его вывод за пределы страны, осуществлялся олигархами в сфере финансовых операций, к актам которых доступ профсоюзам был невозможен. Поэтому для получения такого доступа нужна была законодательная основа, которая появилась с принятием закона «Об общественном контроле» в октябре 2023 года.
На основе закона «Об общественном контроле» к установлению всеобщего общественного контроля.
С принятием этого закона ситуация в правовом поле существенно изменилась в пользу профсоюзов и других общественных организаций, из-за расширения зоны действия контрольной функции, поскольку в первой статье определено, что общественный контроль – это деятельность субъектов общественного контроля, направленная на анализ и оценку актов и решений объектов общественного контроля на соответствие их общественным интересам.
Объектами общественного контроля обозначен широкий круг органов и учреждений исполнительной государственной власти и местного самоуправления, государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, а также и другие, деятельность которых связана с общественными интересами.
Что касается субъектов общественного контроля, то ими определены не только граждане Республики Казахстан, но и некоммерческие организации, за исключением религиозных. Как видно, для профсоюзов и других общественных организаций появилась реальная возможность расширить поле деятельности в проведении общественного контроля для обеспечения прозрачности и открытости деятельности госорганов, предприятий и учреждений.
При этом, общественный контроль может осуществляться в формах общественного обсуждения, общественной экспертизы, общественного мониторинга и в других формах, установленных законами Республики Казахстан.
Однако, к сожалению, надо отметить, что в силу инерции мышления и не восприятия открывшейся новой ситуации, активного участия профсоюзов и других общественных организаций в реализации этого закона не наблюдается. Между тем, профсоюзам, как и другим общественным организациям, нужно активное переключение своего внимания на реализацию этого закона, начиная с тех сфер, где до сих пор управляют олигархи. В дальнейшем, опираясь на этот закон, можно стремиться к установлению уже системы всеобщего общественного контроля актов и решений госорганов и предприятий, учреждений на соответствие их общественным интересам.
Тем самым, профсоюзы могли бы на деле представить себя действенным субъектом в сфере общественного контроля и, таким образом, утвердить свою значимость и авторитет в глазах всего общества. Если к этому процессу присоединятся и другие общественные организации, то это значительно усилит роль всего гражданского общества, которой не хватает на сегодняшний день.
О негативности олигархического капитализма в Казахстане.
Именно существованием в Казахстане олигархического капитализма, объясняется жесткое отношение властей к выступлениям профсоюзов на крупных предприятиях нефтегазового и угольного производства в 90-е и 2000 годы, когда профсоюзы, защищая социальные права наемных работников, наступая на собственные интересы, закрепившихся в политике и экономике олигархов, сами оказались «зачищенными». То есть, панический страх потерять многомиллиардную собственность и капитал заставляет олигархов не только жестоко подавлять выступления рабочих, запугивая их от будущих выступлений, но и своим влиянием законодательно закреплять всякого рода трудности, усложняющие рабочим выступать в защиту своих прав при возникновении коллективных трудовых споров, которые сохраняются до сих пор в трудовом законодательстве.
Борьба работников этих предприятий и профсоюзных организаций достаточно подробно, в свое время, освещались в СМИ, когда профсоюзные лидеры подвергались уголовному преследованию. Чего стоит только одно Жанаозенское событие 2011 года с трагическими последствиями для протестовавших нефтяников или провоцирование масштабных беспорядков в январских событиях 2022 года!
Тем самым, олигархами было продемонстрировано обществу их решимость отстаивать свои интересы любым способом, в том числе и идеологическими методами, распространяя и навязывая через СМИ разные «фобии» о советском периоде Казахстана, когда, как раз-таки, повсеместно утверждался принцип социальной справедливости, а появление класса олигархов было невозможно по определению. Понятно, что олигархами все это делается для отвлечения внимания простодушных граждан Казахстана от проводимой ими политики грабежа природных ресурсов и присвоения результатов труда наемных работников, то есть, эксплуатации труда, используя известный воровской прием: отвлекать внимание людей, опустошая их карманы.
Такая реакция со стороны олигархов в отношении работников и их профсоюзов в течение трех десятилетий была вполне ожидаема, поскольку, как позднее показали судебные расследования деятельности олигархов, они на постоянной основе незаконно выводили за рубеж огромные финансовые капиталы в ущерб достойной оплате труда работникам и бюджету государства.
Таким образом, нужно отметить существенно важный момент, что кроме уголовно-составляющих такого рода действий в нарушение законодательства, здесь ярко проявилось другое качество олигархов – их пренебрежение к принципу социальной справедливости и социальной ответственности, в части своевременной выплаты и повышения размеров заработной платы работникам. Жадность и страсть олигархов к наживе, требовали непропорционально высоких и постоянных накоплений финансовых средств в ущерб расходам на социальные нужды, чем и провоцировали напряженность в рабочих коллективах и дестабилизацию в работе предприятий.
Как показало время, правление олигархов в течение трех десятков лет оказалось настолько ущербным для экономики и морального состояния общества, что до сих пор государство и общество не могут очиститься от последствий такого правления, когда в сфере экономики исчезли целые отрасли, снизился уровень благосостояния народа, качество образования и здравоохранения, преследовались и закрывались независимые СМИ.
Повсеместно достигла больших размеров коррупция, начиная с высших чиновников государства на фоне нерешенности множества социальных проблем. При такой угрожающей ситуации, к которой была подведена экономика страны, Президенту пришлось высказаться по масштабному коррупционному явлению, охватившему всю страну и обнадеживающе заявить, что эпоха олигархов заканчивается.
Естественно, «разгул» олигархов стал возможен при условии, когда им удалось отодвинуть на второй план не только роль народа, как государствообразующей силы, из сферы политики и экономики, но и профсоюзов как представителей наемных работников, не оставляя им никаких возможностей для общественного контроля.
Утверждение социальной справедливости через общественный контроль.
В связи с этим, будет уместно напомнить, что в обществе наблюдается недопонимание роли профсоюзов как представителей не просто наемных работников, а работников, которые создают всю экономику страны, от них зависит экономическое существование как самого государства, так и благосостояние всего народа. Поэтому должно быть понятно, что наемным работникам или их представителям в лице профсоюзов следует иметь доступ для реального контроля над распределением результатов своего же коллективного труда, особенно, на предприятиях, контролируемых олигархами. Однако, они остаются умышленно отстраненными, что и вызывает нарушение принципа социальной справедливости и социальные конфликты.
Поэтому активное участие профсоюзов в общественном контроле, в соответствии с одноименным законом, должно способствовать закреплению принципа социальной справедливости в сферах, где имеются общественные отношения профсоюзов с государственными органами, предприятиями и учреждениями. При этом, для повышения своего имиджа, профсоюзы должны стремиться сохранять устойчивое лидирующее положение в сфере общественного контроля, привлекая и другие общественные организации.
Необходимость ликвидации олигархов как класса и народовластие.
Если эпоха олигархического капитализма в Казахстане завершается, как заявил Президент страны, то на политической и экономической сценах должны появиться другая форма политической власти и общественный строй, при которых возврат олигархов в сферы экономики и политики будет невозможен, как неприемлемый в условиях Казахстана.
Такими условиями можно считать все еще слабое гражданское общество и пассивные профсоюзы, отсутствие организованного и активного рабочего класса в оставшихся немногих отраслях промышленности, огромная территория с природными богатствами, всегда привлекающие внимание ненасытных олигархов, коррупция на всех уровнях власти и их учреждений, малочисленное население, которое не в состоянии выдержать в социальном поле натиска даже нескольких олигархов, не говоря о целом их классе.
Из сказанного следует, что однозначным является вопрос о ликвидации олигархов как класса, принесших огромный вред и негативные потрясения всему народу Казахстана в политической, экономической и духовной сферах, и такое мнение уже давно созрело в умах большинства казахстанцев, поэтому этот вопрос должен немедленно решаться в интересах самого народа.
Одним из эффективных способов решения вопроса является ограничение частной собственности в пределах объектов малого и среднего бизнеса. Что касается национальных компаний и крупных предприятий социально значимых сфер и отраслей экономики, в том числе, монополистов, стратегического значения, недропользователей, владельцами которых являются олигархи, то они должны быть возвращены в общенародную собственность, куда также относятся земля и недра. Все объекты общенародной собственности в дальнейшем должны находиться под общественным контролем, что и приведет к ликвидации класса олигархов, так как выбивается экономическая основа не только их существования, но и возрождения.
Если решение этой важнейшей проблемы будет связано с необходимостью изменений в законодательстве, то наемные работники и их профсоюзы могут сказать свое слово, тем более, у них есть веские на то основания.
Вместе с тем, принцип социальной справедливости должен быть поставлен во главу угла в деятельности государственных органов и местного самоуправления, поскольку он близок интересам не только наемных работников, как основной движущей силы, но и большинства народа. Поэтому наиболее соответствующей этому принципу является установление политической власти в форме народовластия.
В этой связи, профсоюзам надо всегда помнить известное определение буржуазии, которое гласит, что это один из двух классов капиталистического общества, которая является носителем способа производства, собственником средств производства, управляет процессом производства, присваивает прибавочную стоимость, эксплуатирует наемный труд, имеет политическую власть, создает собственную идеологию, которую навязывает всему обществу.
Из этого определения также понятно, что вопросы введения в Казахстане всеобщего общественного контроля и ликвидации олигархов как класса выдвигаются как важнейшие и первостепенные задачи всех трудящихся, профсоюзов и чиновников – государственников. При дальнейшем сохранении класса олигархов, последние будут иметь все возможности постоянно обыгрывать политическую и экономическую ситуации для сохранения своего дальнейшего господства на неопределенно долгое время вразрез интересам людей труда.
Об этом подтверждает затянувшийся более чем на тридцать лет негативный опыт пребывания Казахстана в условиях олигархического капитализма, при котором произошло значительное снижение социально-экономического развития страны и благосостояния большинства народа в результате неразумной растраты и растаскивания объектов общенародной собственности, что и привело к возрождению хищнического класса олигархов и потере безвозвратного ресурса – времени.
Марат Молдабеков, председатель отраслевого профсоюза работников науки, инновационных и образовательных организаций.
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...
Мы представляем вниманию читателей текст доклада члена Инициативной группы по формированию...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
Представляем вниманию читателей текст выступления Ирины Алпеевой на конференции "Борьба...