СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Декоммунизация как инструмент реакционной политики буржуазных правительств

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Декоммунизация как инструмент реакционной политики буржуазных правительств


Представляем вниманию читателей текст выступления Ирины Алпеевой на конференции "Борьба против декоммунизации в Казахстане», которая состоялась 22 апреля в онлайн режиме.

Декоммунизация как инструмент реакционной политики
буржуазных правительств, направленный на подавление классового сознания трудящихся

 

  1. Декоммунизация как общественное явление, отражающее общий кризис современного капитализма, выступающее в качестве реакционной политики правящего класса.
  2. Этапы развития, идеологические предпосылки формирования политики декоммунизации как инструмента классового наступления на права трудящихся.
  3. Формы выражения и суть проявления декоммунизации. Общие характеристики для стран бывшего социалистического лагеря и бывших советских республик.
  4. Основная цель и бенефициары политики декоммунизации.
  5. Что делать?

Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т.е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т.е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические) отражает экономический строй общества. Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием.

В.И. Ленин. Три источника и три составных части марксизма

 

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались.  Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.

Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

К. Маркс. К критике политической экономии

Марксисты считают важным всегда различать идеологические и материальные общественные отношения. При рассмотрении любого вопроса марксист последовательно проводит положение о том, что «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс. К критике политической экономии). И сегодня, как никогда, в любых современных нам нравственных, религиозных, и особенно политических явлениях и процессах мы, как марксисты, должны в первую очередь видеть интересы каких классов отражают такие проявления, кому служат и для чего.  

Сразу хочу сказать, что данное выступление является прежде всего обзорным и не претендует на законченную научную теорию. Более того, в своем выступлении сегодня я не буду детально останавливаться на причинах и конкретно обозначать все формы проявления экономического, политического и духовного кризиса, приведшие нас к такому социально-политическому феномену как декоммунизация.

Как явление, декоммунизация представляет из себя векторный процесс, направление которого определяется соотношением сил в изменившейся структуре производительных сил и производственных отношений современного общественного уклада. Другими словами, декоммунизация – это одна из форм проявления резкого обострения классовой борьбы на современном этапе.

Идеологически декоммунизация отражает прежде всего потребность правящего класса, буржуазии, в укреплении своих экономических и политических позиций в нарастающем системном кризисе при трансформации общественно-экономической формации и смены технологической парадигмы.

Современные производительные силы, материальная основа существования человеческого общества, достигли сегодня такого уровня развития, который уже требует смены всего существующего социально-экономического уклада. Рамки современного капиталистического способа производства на наших глазах рушатся, не в силах вместить кратно возросшего за последние полвека потенциала научно-технического прогресса и основанного на нем развития материальной производственной базы.

Именно это является спусковым крючком нового витка обострения основных противоречий капитализма в его высшей фазе, свидетелями которого мы и являемся.  Экономический, финансовый, политический, культурологический кризисы ввергают современное общество в состояние константной турбулентности, сопровождающейся волнением огромного числа трудящихся по всему миру, недовольных своим положением и серьезно озабоченных своим будущим. В этих условиях действия буржуазного политического истеблишмента, вынужденного искать способы удержания и укрепления своей экономической и политической власти, становятся крайне реакционными и агрессивными, доходя до степени глубокой деградации. (Непрекращающиеся военные конфликты, становящиеся повседневностью для миллионов, экономические и торговые войны, принимающие глобальный характер, снижение уровня жизни и увеличение абсолютной бедности сегодня во всех странах на фоне тотального сокращения социальных программ по поддержке населения.)

И в этом контексте активно проводимая политика декоммунизации в бывших советских республиках также является частью общей реакционной идеологии и политики по сохранению правящим классом своего status quo. Речь идет о сохранении класса собственников как такового, и удержании любой ценой права собственности на средства производства, а значит и права эксплуатировать наемный труд. Ни больше, ни меньше.

Что же такое декоммунизация? Разные источники, давая определение декоммунизации, сходятся на том, что декоммунизация – это прежде всего теоретическая и практическая деятельность, которая направлена на отказ от коммунистических идеалов и устранение коммунистической идеологии из всех сфер жизни общества.

Рассматривая декоммунизацию в исторической ретроспективе, можно заметить, что как явление декоммунизация не является чем-то абсолютно современным, возникшим на обломках Советского Союза. Первые попытки отменить легитимность коммунистической идеологии, как государственно образующей основы первого в мире Советского Социалистического государства с его обобществленной собственностью на средства производства и диктатурой трудящегося большинства были предприняты еще в 20х и 30х годах прошлого века. Когда утихли залпы гражданской войны и советский народ начал свое триумфальное строительство новой, свободной от эксплуатации жизни. Именно тогда в среде обиженной белой эмиграции стали возникать и систематизироваться первые устрашающие мифы о кровожадности большевиков-коммунистов, их инакости по отношению к народам Советских республик, силой террора насаждающих порядки, противные самой природе коренных народов их традициям и устоям. Эти мифы, как и их создатели, усердно собирались, шлифовались и финансировались военными и разведывательными ведомствами европейских и не только государств.

На телеграм- канале «Заметки Историка», можно подробно ознакомиться с большим количеством архивных документов, рассказывающих и показывающих масштаб подрывной, в том числе и агитационной, деятельности белоэмигрантских организаций на территории СССР, руководимой и спонсируемой специальными и разведывательными службами ряда европейских стран и США.  

Вторая Мировая война также внесла свой вклад в укрепление антикоммунистических и антисоветских сил. Под крылом нацистской фашистской пропаганды стали возникать различные ассоциации и объединения, задачей которых стала скрупулёзная и последовательная агитационная работа по дискредитации советской системы и коммунизма в целом.  

Начало 50-х годов открыло эпоху организованной работы по подрыву основ советского государства. Основные силы были сосредоточены на правых консерваторах с их лозунгом о коммунистической угрозе и агрессивной политике большевистских лидеров.  Именно тогда на вооружение была взята разработка на длительный период четко организованной контридеологической стратегии, включавшей создание особых структурных подразделений по организации и проведению провокаций, и началась серьезная институализация борьбы с коммунизмом и способов дискредитации советского строя. В широкий общественный дискурс начали активно внедрять «агитационное наследие» белой эмиграции, к тому времени полностью замаравшей себя сотрудничеством с нацистами и фашистскими правительствами, а в послевоенный период перешедшей под патронаж различных спецслужб западных стран.

Здесь можно вспомнить Комитет порабощенных народов, выросший и окрепший под заботливым крылом ЦРУ, включавший в себя националистов и ультраправых террористов, бежавших из СССР во время или сразу после войны. Показательна в этом смысле история гитлеровца, казака Николая Назаренко, вывезенного в США и тем самым спасенным от советского правосудия, несмотря на то, что всю войну он работал на СС в Румынии при лагере военнопленных. Обосновавшись в Америке, Назаренко назначил самого себя главой Мировой Федерации Казацкого Национально-освободительного движения и руководителем Американской национальной республиканской казачьей федерации. Документальный фильм Константина Семина «Серые волки» об ультраправых националистах и мусульманских реваншистах Средней и Малой Азии, и их связях со специальными разведывательными структурами и западными влиятельными политиками, представляющий большой документальный материал.

Именно американские правые, их лобби в ВПК и разведсообществе, стояли у истоков программы ЦРУ по спасению нацистов и их пособников для их дальнейшего использования в качестве антисоветской агентуры для целее идеологической, экономической и политической провокации. Именно американские спецслужбы создавали Комитет Освобождения Народов Советского Союза и прочие другие националистические организации. И именно тогда махровый национализм был взят на вооружение спецслужбами как одно из наиболее эффективных идеологических оружий против коммунистической идеологии, противостоящий пролетарскому интернационализму и объединению трудящихся. Национализм и радикальный клерикализм ложатся в основу стратегии будущей декомунизации. Не последнюю роль во всем этом сыграл и печально известный Наро́дно-трудово́й сою́з русских солидаристов (НТС), внесший свой подрывной вклад в развитие и распространение антикоммунистической и антисоветской пропаганды, позже легший в основу разработки декоммунизации для европейской части бывшего Совесткого Союза.

Тесное сотрудничество с западными провластными структурами, работа в качестве консультантов и экспертов в государственных институтах позволило позже многим из числа антисоветской агентуры легализоваться уже в качестве экспертов и консультантов при правительствах независимых государств, возникших на обломках рухнувшего СССР.

Привлечение к работе НТС-овцев, бывших и действующих сотрудников специализированных идеологических институтов и ведомств, разрабатывающих политтехнологии и средства пропаганды, до сих пор остается ядром в продвижении и реализации политики декоммунизации в бывших советских республиках.

Как проходит политика декоммунизация и что включает в себя ее реализация на местах?

Как явление декоммунизация представляет собой целую совокупность процессов материально- информационного преобразования социума, страны, - в ядре тех производственных отношений, которые и формируют этот социуим. Такие преобразования связаны между собой одной общей причиной - переходом общественной социалистической собственности на средства производства в частные руки, т.е. возврата к институту частной капиталистической собственности на средства производства в целом. Именно на легитимизацию этого возврата и связанного с ним структурного и идеологического изменения всего общества и общественного уклада нацелена политика декоммунизации, которая варьируется только по степени ее радикализации в разных странах.

Что обычно может включать в себя декоммунизация и каковы ее внешние атрибуты и внутреннее содержание?

  • Прежде всего это демонтаж и уничтожение советской символики. Демонтаж памятников коммунистам и героям Октября 1917 (зачастую связанный с вандализмом и осквернением).
  • Переименование улиц и площадей. Возвращение советским городам дореволюционных названий. Возвращение прочих досоветских топонимов, в том числе названий улиц и площадей.
  • Чистка библиотек и видеотек. Полный или частичный запрет на печатную и видео-, аудиопродукцию, связанную или пропагандирующую коммунистическую или социалистическую идеологию.
  • Проведение расследования т.н. преступлений коммунизма. Создание различных комиссий и комитетов, институов мемориальной памяти и пр, связанных с или пропагандирующих реабилитацию т.н. жертв коммунистических репрессий.
  • Поражение коммунистов в правах и люстрация, т.е. проведение государственной политики ограничения участия бывших коммунистов, и сочувствующих им в политической жизни страны, что выражается в запрете на занятие государственных должностей, профессиональную практику и снятии статуса неприкосновенности личной жизни (допускается публичное распространение любой информации о происхождении, деталях биографии и т.п.).
  • Голаниада, провокационные акции т.н. гражданского неповиновения и организация других экстремистских проявлений антикоммунизма и анти-социализма, в основном связанные с ультраправыми и профашистскими группировками (как это было, например, в Румынии в начале 90-х годов).

Все вышеперечисленные действия и акции есть суть внешнее проявление внутреннего содержания политики декоммунизации, которое строится на двух основных составляющих:

  • Концепции Преодоление Прошлого и
  • Политической Истории (или Исторической Политике),

Взятые практически полностью из опыта проведения денацификации в Германии и Австрии после Второй Мировой войны, обе концепции были  дополнены, отшлифованы и применены впоследствии в  Греции, Испании, Чили, Аргентине, Уругвае, Сальвадоре, Эфиопии, Камбодже и в бывших социалистических или близких им государствах Центральной и Восточной Европы.

Ряд авторов, настаивающих на проведении в пост-советских республиках политики декоммунизации, до сих пор предлагают делать это по аналогии с процессом денацификации Германии и Австрии, особенности в части «коллективной вины и всеобщего национального покаяния за преступления коммунистов».

Основные идеи этих двух концепций лежат в плоскости т.н. преодоления тяжелого прошлого и формирования нового отношения в восприятии населением одной страны своего прошлого. Чаще всего требования серьёзного пересмотра прошлого исходят от близких к правящим кругам групп, находившихся в оппозиции прежнему режиму ещё до его крушения, взявшие власть в свои руки после и продолжающие добиваться последовательного отказа от старых институтов и форм общественного бытия в уже «обновленных» государствах. Среди главных пунктов подобных требований — реабилитация жертв, пересмотр исторических событий и фактов, поимённое выявление и наказание ответственных. Для чего создаются специальные комитеты и комиссии (См. например, очень похожую практику в странах Латинской Америки и Северной Африки). В различных странах после перехода к буржуазной демократии часто звучат требования завершить общественную дискуссию об исторической памяти, подвести черту под прошлым. В качестве аргументов сторонники подобной политической линии ссылаются, как правило, на необходимость сохранить гражданский мир и целостность национального сознания, обретение четких контуров национальной, религиозной, культурной и прочей другой идентичности или традиции, а также на приоритет «построения светлого будущего по отношению к преодолению темного прошлого».

Можно выделить основные следующие приёмы и механизмы, используемые в реализации политики декоммунизации:

  • организация институтов национальной памяти и учреждений, схожих с ними по функциям и принципам организации (в Польше, на Украине и других странах);
  • создание специальных музеев под прямым патронатом определённых политических сил (Музей варшавского восстания, Дом террора в Будапеште, Музей советской оккупации Украины в Киеве, в странах Прибалтики и т. д.);
  • принятие законов, направленных на догматизацию той или иной трактовки исторических событий (например, закон «О Голодоморе 1932—1933 годов на Украине», введение уголовной ответственности, например, в Литве за «одобрение советской и нацистской агрессии» и т. п.);
  • использование финансовых рычагов (финансирование проектов, осуществляемых по политическому заказу, предоставление высокооплачиваемых должностей и т. п.);
  • ограничение доступа к архивам;
  • использование контроля над СМИ;
  • использование контроля над системой образования;
  • воздействие на символическую сферу (создание и продвижение пантеона исторических личностей, учреждение памятных дней, проведение акций памяти, использование государственной и национальной символики и т. п.).

Здесь интересно отметить, что декоммунизация и связанные с ней политические акции не смогла найти широкого отклика ни в странах бывшего социалистического лагеря, ни в бывших советских республиках, так же и в широких общественных кругах в мире, и особенно в сообществах профессиональных историков. По их мнению, законы, принимающиеся под прессингом декоммунизации, как и крайняя политизация истории противоречат одному из основных политических прав — праву на свободу слова. Одним из ярких проявлений критического отношения мирового сообщества стало заключение Венецианской комиссии. 21 декабря 2015 года Венецианская комиссия, рассмотрев закон «Об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», рекомендовала уточнить формулировки «символы», «пропаганда», «отрицание преступлений», привести санкции закона в соответствие с опасностью деяний, а также прописать, что запрет организаций (в особенности политических партий) может быть лишь крайней мерой. Что в принципе не смогло остановить углубления и расширения мер по проведению и внедрению декоммунизаии, но заставило правящие круги новой постсоветской буржуазии в бывших социалистических государствах осторожней и еще более изощрённые использовать ее идеологический инструментарий и политические технологии.

На фоне общей декоммунизации и десоветизации тенденция к политизации истории имеет сегодня определяющее экзистенциональное значение для многих молодых государств бывшего СССР и Восточной Европы. Искажение и даже очернение недавней, еще не полностью забытой истории в политических целях приобретает ярко выраженный идеологический характер. Это связано в первую очередь с проблемами ускоренного создания новых национальных идентичностей в процессе строительства национальных буржуазных государств. Для многих стран такое ускорение приводит к серьёзным расколам внутри социума по культурным, религиозным или этническим признакам. Слабость внутренних общественных механизмов не только не препятствует вмешательству политиков в профессиональные вопросы историографии, образования, культуры и т. п., но и усугубляет раскол общества на «право имеющих» и «тварей дрожащих».

В реальности вся политика декоммунизации представляет из себя набор приёмов и методов определнной политтехнологии. С их помощью находящиеся у власти политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить определённые интерпретации исторических событий как доминирующие ради одной цели -  для обоснования проводящегося под эгидой «обновления нации» экономического курса в интересах узкого круга крупных собственников. В условиях, когда историческая память большинства еще не совсем остыла, а окружающая действительность трещит по швам под напором гигантского кризиса всей системы, политика и идеология правящего класса молодых буржуазных республик направлена прежде всего на удержание любыми средствами своего влияния и доминирования среди трудящихся в рамках такого социального порядка, который обеспечит окончательный переход и легитимизацию частной собственности на средства производства в руках небольшого меньшинства. Консерватор Джон О'Салливан, бывший посол США в РФ, и вторящий ему буквально российский олигарх Олег Дерибаска считают очень важным и нравственным для декоммунизации принятие закона о возвращении незаконно отнятой собственности её прежним владельцам, что, по его мнению, должно служить для любого будущего коммунистического правительства «предупреждением, что все их экспроприации — лишь вопрос времени, и законные владельцы впоследствии получат своё имущество назад».

Только и единственно ради этой цели на наших глазах происходит дальнейшее распространение заведомо ложной, грубо сфальцифицированной исторической информации, окутанной в паутину полуправды. На бытовом и профессиональном уровнях продолжается искажение и замалчивание важных исторических событий, а крайний субъективизм в изложении противоречивых исторических фактов или их прямая подтасовка становятся нормой общественного дискурса и диалога.

Отсутствие логики в изложении, подмена научного инструментария в анализе фактов и разборе событий из недавнего прошлого аппеляцией к эмоциям, религиозностью и манипуляцией данными приводят к игнорированию объективных обстоятельств развития исторического процесса в целом и к его крайнему политизированию со всеми вытекающими из этого последствиями.

Почему?

Слабое развитие, а иногда и полное отсутствие политической, экономической и исторической грамотности у большого числа населения приводит в условиях низкого по качеству образования к падению уровня рационального мышления, что в свою очередь ведет к социальной апатии и отчуждению.

Отрицание фундаментальной науки и ее положительной роли в общественном развитии, отсутствие материалистического понимания основ мироздания и игнорирование объективных законов развития природы и общества ведет к распространению и насаждению клирикализма и правого традиционализма. Общество медленно, но верно погружается в архаику и невежество.

Что делается?

В такой ситуации намеренное искажение и прямая фальсификация теории марксизма-ленинизма и истории революционного движения рабочего класса воспринимается частью населения как данность, с которой нет возможности спорить. Происходит размывание, ретуширование основных понятий и научных категорий марксизма, оскверняется и вульгаризируется его диалектический метод познания. Переписывается история, которая становится апологетикой белого движения и призвана героизировать связанного с ним террора на территриях бывших советских республик. Происходит тотальная реабилитация преступников советской власти, включая и откровенных уголовников.

Псевдоистория становится государственным рупором. Развитие на государственном уровне псевдоисторических тем ведется с активным привлечением религиозных и афелированных с религией общественных организаций и объединений.

На государственном уровне осуществляется поддержка и связь с ультраправыми радикальными политическими и религиозными партиями и объединениями как за рубежом, так и внутри собственных стран.

Однако

Последние общественные опросы показывают , что процентное соотношение «за» и «против» декоммунизации растет сегодня все больше и больше  в пользу тех, кто не согласен с пересмотром или переписыванием истории. Отрадным становится факт, что среди несогласных растет число молодых людей.

Оценка мероприятий по декоммунизации в разных странах на постсоветском пространстве и в особенности отношение людей к переименованию советских названий городов и улиц, в целом, показывает, что более 50% опрошенных обычно не поддерживают такие мероприятия. 

Что можно и нужно делать уже сегодня?

Прежде всего вести просветительскую работу, заново открывать научный подход в изучении общественных явлений, истории и экономической науки. Возвращать марксизм-ленинизм в общественный дискурс и в революционное рабочее движение. Мы как партия, представляющая интересы работающего большинства, должны говорить языком Маркса и Ленина. Материалистическая диалектика и Исторический материализм не должны пугать нас своей научностью и глубиной познания.

На проверенных фактах и данных исторической науки, и марксистской политической экономии мы должны твердо и последовательно доказывать, доводить до сознания большинства, что проводимая сегодня декоммунизация и основанный на ней экономический и политический курс правящего класса новых капиталистов не имеет под собой объективного обоснования, поскольку никак не связан ни с подлинных историй, ни с настоящей наукой в целом. А представляет собой инструмент идеологического манипулирования в интересах класса капиталистов с единственной целью – легитимизировать право меньшинства эксплуатировать трудящееся большинство.

Мы должны поднять упавшее Красное Знамя Свободы и Прогресса Первого в мире Советского Социалистического государства и передать его идущему за нами поколению. Социализм или варварство – третьего не дано.

 



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун