ВЫСТУПЛЕНИЕ Д. КУЦУМБАСА — ГЕНСЕКА ЦК КПГ, ПОСВЯЩЁННОЙ 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Представляем вниманию читателей текст выступления Ирины Алпеевой на конференции "Борьба против декоммунизации в Казахстане», которая состоялась 22 апреля в онлайн режиме.
Декоммунизация как инструмент реакционной политики буржуазных правительств, направленный на подавление классового сознания трудящихся
Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т.е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т.е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические) отражает экономический строй общества. Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием.
В.И. Ленин. Три источника и три составных части марксизма
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.
Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.
К. Маркс. К критике политической экономии
Марксисты считают важным всегда различать идеологические и материальные общественные отношения. При рассмотрении любого вопроса марксист последовательно проводит положение о том, что «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс. К критике политической экономии). И сегодня, как никогда, в любых современных нам нравственных, религиозных, и особенно политических явлениях и процессах мы, как марксисты, должны в первую очередь видеть интересы каких классов отражают такие проявления, кому служат и для чего.
Сразу хочу сказать, что данное выступление является прежде всего обзорным и не претендует на законченную научную теорию. Более того, в своем выступлении сегодня я не буду детально останавливаться на причинах и конкретно обозначать все формы проявления экономического, политического и духовного кризиса, приведшие нас к такому социально-политическому феномену как декоммунизация.
Как явление, декоммунизация представляет из себя векторный процесс, направление которого определяется соотношением сил в изменившейся структуре производительных сил и производственных отношений современного общественного уклада. Другими словами, декоммунизация – это одна из форм проявления резкого обострения классовой борьбы на современном этапе.
Идеологически декоммунизация отражает прежде всего потребность правящего класса, буржуазии, в укреплении своих экономических и политических позиций в нарастающем системном кризисе при трансформации общественно-экономической формации и смены технологической парадигмы.
Современные производительные силы, материальная основа существования человеческого общества, достигли сегодня такого уровня развития, который уже требует смены всего существующего социально-экономического уклада. Рамки современного капиталистического способа производства на наших глазах рушатся, не в силах вместить кратно возросшего за последние полвека потенциала научно-технического прогресса и основанного на нем развития материальной производственной базы.
Именно это является спусковым крючком нового витка обострения основных противоречий капитализма в его высшей фазе, свидетелями которого мы и являемся. Экономический, финансовый, политический, культурологический кризисы ввергают современное общество в состояние константной турбулентности, сопровождающейся волнением огромного числа трудящихся по всему миру, недовольных своим положением и серьезно озабоченных своим будущим. В этих условиях действия буржуазного политического истеблишмента, вынужденного искать способы удержания и укрепления своей экономической и политической власти, становятся крайне реакционными и агрессивными, доходя до степени глубокой деградации. (Непрекращающиеся военные конфликты, становящиеся повседневностью для миллионов, экономические и торговые войны, принимающие глобальный характер, снижение уровня жизни и увеличение абсолютной бедности сегодня во всех странах на фоне тотального сокращения социальных программ по поддержке населения.)
И в этом контексте активно проводимая политика декоммунизации в бывших советских республиках также является частью общей реакционной идеологии и политики по сохранению правящим классом своего status quo. Речь идет о сохранении класса собственников как такового, и удержании любой ценой права собственности на средства производства, а значит и права эксплуатировать наемный труд. Ни больше, ни меньше.
Что же такое декоммунизация? Разные источники, давая определение декоммунизации, сходятся на том, что декоммунизация – это прежде всего теоретическая и практическая деятельность, которая направлена на отказ от коммунистических идеалов и устранение коммунистической идеологии из всех сфер жизни общества.
Рассматривая декоммунизацию в исторической ретроспективе, можно заметить, что как явление декоммунизация не является чем-то абсолютно современным, возникшим на обломках Советского Союза. Первые попытки отменить легитимность коммунистической идеологии, как государственно образующей основы первого в мире Советского Социалистического государства с его обобществленной собственностью на средства производства и диктатурой трудящегося большинства были предприняты еще в 20х и 30х годах прошлого века. Когда утихли залпы гражданской войны и советский народ начал свое триумфальное строительство новой, свободной от эксплуатации жизни. Именно тогда в среде обиженной белой эмиграции стали возникать и систематизироваться первые устрашающие мифы о кровожадности большевиков-коммунистов, их инакости по отношению к народам Советских республик, силой террора насаждающих порядки, противные самой природе коренных народов их традициям и устоям. Эти мифы, как и их создатели, усердно собирались, шлифовались и финансировались военными и разведывательными ведомствами европейских и не только государств.
На телеграм- канале «Заметки Историка», можно подробно ознакомиться с большим количеством архивных документов, рассказывающих и показывающих масштаб подрывной, в том числе и агитационной, деятельности белоэмигрантских организаций на территории СССР, руководимой и спонсируемой специальными и разведывательными службами ряда европейских стран и США.
Вторая Мировая война также внесла свой вклад в укрепление антикоммунистических и антисоветских сил. Под крылом нацистской фашистской пропаганды стали возникать различные ассоциации и объединения, задачей которых стала скрупулёзная и последовательная агитационная работа по дискредитации советской системы и коммунизма в целом.
Начало 50-х годов открыло эпоху организованной работы по подрыву основ советского государства. Основные силы были сосредоточены на правых консерваторах с их лозунгом о коммунистической угрозе и агрессивной политике большевистских лидеров. Именно тогда на вооружение была взята разработка на длительный период четко организованной контридеологической стратегии, включавшей создание особых структурных подразделений по организации и проведению провокаций, и началась серьезная институализация борьбы с коммунизмом и способов дискредитации советского строя. В широкий общественный дискурс начали активно внедрять «агитационное наследие» белой эмиграции, к тому времени полностью замаравшей себя сотрудничеством с нацистами и фашистскими правительствами, а в послевоенный период перешедшей под патронаж различных спецслужб западных стран.
Здесь можно вспомнить Комитет порабощенных народов, выросший и окрепший под заботливым крылом ЦРУ, включавший в себя националистов и ультраправых террористов, бежавших из СССР во время или сразу после войны. Показательна в этом смысле история гитлеровца, казака Николая Назаренко, вывезенного в США и тем самым спасенным от советского правосудия, несмотря на то, что всю войну он работал на СС в Румынии при лагере военнопленных. Обосновавшись в Америке, Назаренко назначил самого себя главой Мировой Федерации Казацкого Национально-освободительного движения и руководителем Американской национальной республиканской казачьей федерации. Документальный фильм Константина Семина «Серые волки» об ультраправых националистах и мусульманских реваншистах Средней и Малой Азии, и их связях со специальными разведывательными структурами и западными влиятельными политиками, представляющий большой документальный материал.
Именно американские правые, их лобби в ВПК и разведсообществе, стояли у истоков программы ЦРУ по спасению нацистов и их пособников для их дальнейшего использования в качестве антисоветской агентуры для целее идеологической, экономической и политической провокации. Именно американские спецслужбы создавали Комитет Освобождения Народов Советского Союза и прочие другие националистические организации. И именно тогда махровый национализм был взят на вооружение спецслужбами как одно из наиболее эффективных идеологических оружий против коммунистической идеологии, противостоящий пролетарскому интернационализму и объединению трудящихся. Национализм и радикальный клерикализм ложатся в основу стратегии будущей декомунизации. Не последнюю роль во всем этом сыграл и печально известный Наро́дно-трудово́й сою́з русских солидаристов (НТС), внесший свой подрывной вклад в развитие и распространение антикоммунистической и антисоветской пропаганды, позже легший в основу разработки декоммунизации для европейской части бывшего Совесткого Союза.
Тесное сотрудничество с западными провластными структурами, работа в качестве консультантов и экспертов в государственных институтах позволило позже многим из числа антисоветской агентуры легализоваться уже в качестве экспертов и консультантов при правительствах независимых государств, возникших на обломках рухнувшего СССР.
Привлечение к работе НТС-овцев, бывших и действующих сотрудников специализированных идеологических институтов и ведомств, разрабатывающих политтехнологии и средства пропаганды, до сих пор остается ядром в продвижении и реализации политики декоммунизации в бывших советских республиках.
Как проходит политика декоммунизация и что включает в себя ее реализация на местах?
Как явление декоммунизация представляет собой целую совокупность процессов материально- информационного преобразования социума, страны, - в ядре тех производственных отношений, которые и формируют этот социуим. Такие преобразования связаны между собой одной общей причиной - переходом общественной социалистической собственности на средства производства в частные руки, т.е. возврата к институту частной капиталистической собственности на средства производства в целом. Именно на легитимизацию этого возврата и связанного с ним структурного и идеологического изменения всего общества и общественного уклада нацелена политика декоммунизации, которая варьируется только по степени ее радикализации в разных странах.
Что обычно может включать в себя декоммунизация и каковы ее внешние атрибуты и внутреннее содержание?
Все вышеперечисленные действия и акции есть суть внешнее проявление внутреннего содержания политики декоммунизации, которое строится на двух основных составляющих:
Взятые практически полностью из опыта проведения денацификации в Германии и Австрии после Второй Мировой войны, обе концепции были дополнены, отшлифованы и применены впоследствии в Греции, Испании, Чили, Аргентине, Уругвае, Сальвадоре, Эфиопии, Камбодже и в бывших социалистических или близких им государствах Центральной и Восточной Европы.
Ряд авторов, настаивающих на проведении в пост-советских республиках политики декоммунизации, до сих пор предлагают делать это по аналогии с процессом денацификации Германии и Австрии, особенности в части «коллективной вины и всеобщего национального покаяния за преступления коммунистов».
Основные идеи этих двух концепций лежат в плоскости т.н. преодоления тяжелого прошлого и формирования нового отношения в восприятии населением одной страны своего прошлого. Чаще всего требования серьёзного пересмотра прошлого исходят от близких к правящим кругам групп, находившихся в оппозиции прежнему режиму ещё до его крушения, взявшие власть в свои руки после и продолжающие добиваться последовательного отказа от старых институтов и форм общественного бытия в уже «обновленных» государствах. Среди главных пунктов подобных требований — реабилитация жертв, пересмотр исторических событий и фактов, поимённое выявление и наказание ответственных. Для чего создаются специальные комитеты и комиссии (См. например, очень похожую практику в странах Латинской Америки и Северной Африки). В различных странах после перехода к буржуазной демократии часто звучат требования завершить общественную дискуссию об исторической памяти, подвести черту под прошлым. В качестве аргументов сторонники подобной политической линии ссылаются, как правило, на необходимость сохранить гражданский мир и целостность национального сознания, обретение четких контуров национальной, религиозной, культурной и прочей другой идентичности или традиции, а также на приоритет «построения светлого будущего по отношению к преодолению темного прошлого».
Можно выделить основные следующие приёмы и механизмы, используемые в реализации политики декоммунизации:
Здесь интересно отметить, что декоммунизация и связанные с ней политические акции не смогла найти широкого отклика ни в странах бывшего социалистического лагеря, ни в бывших советских республиках, так же и в широких общественных кругах в мире, и особенно в сообществах профессиональных историков. По их мнению, законы, принимающиеся под прессингом декоммунизации, как и крайняя политизация истории противоречат одному из основных политических прав — праву на свободу слова. Одним из ярких проявлений критического отношения мирового сообщества стало заключение Венецианской комиссии. 21 декабря 2015 года Венецианская комиссия, рассмотрев закон «Об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», рекомендовала уточнить формулировки «символы», «пропаганда», «отрицание преступлений», привести санкции закона в соответствие с опасностью деяний, а также прописать, что запрет организаций (в особенности политических партий) может быть лишь крайней мерой. Что в принципе не смогло остановить углубления и расширения мер по проведению и внедрению декоммунизаии, но заставило правящие круги новой постсоветской буржуазии в бывших социалистических государствах осторожней и еще более изощрённые использовать ее идеологический инструментарий и политические технологии.
На фоне общей декоммунизации и десоветизации тенденция к политизации истории имеет сегодня определяющее экзистенциональное значение для многих молодых государств бывшего СССР и Восточной Европы. Искажение и даже очернение недавней, еще не полностью забытой истории в политических целях приобретает ярко выраженный идеологический характер. Это связано в первую очередь с проблемами ускоренного создания новых национальных идентичностей в процессе строительства национальных буржуазных государств. Для многих стран такое ускорение приводит к серьёзным расколам внутри социума по культурным, религиозным или этническим признакам. Слабость внутренних общественных механизмов не только не препятствует вмешательству политиков в профессиональные вопросы историографии, образования, культуры и т. п., но и усугубляет раскол общества на «право имеющих» и «тварей дрожащих».
В реальности вся политика декоммунизации представляет из себя набор приёмов и методов определнной политтехнологии. С их помощью находящиеся у власти политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить определённые интерпретации исторических событий как доминирующие ради одной цели - для обоснования проводящегося под эгидой «обновления нации» экономического курса в интересах узкого круга крупных собственников. В условиях, когда историческая память большинства еще не совсем остыла, а окружающая действительность трещит по швам под напором гигантского кризиса всей системы, политика и идеология правящего класса молодых буржуазных республик направлена прежде всего на удержание любыми средствами своего влияния и доминирования среди трудящихся в рамках такого социального порядка, который обеспечит окончательный переход и легитимизацию частной собственности на средства производства в руках небольшого меньшинства. Консерватор Джон О'Салливан, бывший посол США в РФ, и вторящий ему буквально российский олигарх Олег Дерибаска считают очень важным и нравственным для декоммунизации принятие закона о возвращении незаконно отнятой собственности её прежним владельцам, что, по его мнению, должно служить для любого будущего коммунистического правительства «предупреждением, что все их экспроприации — лишь вопрос времени, и законные владельцы впоследствии получат своё имущество назад».
Только и единственно ради этой цели на наших глазах происходит дальнейшее распространение заведомо ложной, грубо сфальцифицированной исторической информации, окутанной в паутину полуправды. На бытовом и профессиональном уровнях продолжается искажение и замалчивание важных исторических событий, а крайний субъективизм в изложении противоречивых исторических фактов или их прямая подтасовка становятся нормой общественного дискурса и диалога.
Отсутствие логики в изложении, подмена научного инструментария в анализе фактов и разборе событий из недавнего прошлого аппеляцией к эмоциям, религиозностью и манипуляцией данными приводят к игнорированию объективных обстоятельств развития исторического процесса в целом и к его крайнему политизированию со всеми вытекающими из этого последствиями.
Почему?
Слабое развитие, а иногда и полное отсутствие политической, экономической и исторической грамотности у большого числа населения приводит в условиях низкого по качеству образования к падению уровня рационального мышления, что в свою очередь ведет к социальной апатии и отчуждению.
Отрицание фундаментальной науки и ее положительной роли в общественном развитии, отсутствие материалистического понимания основ мироздания и игнорирование объективных законов развития природы и общества ведет к распространению и насаждению клирикализма и правого традиционализма. Общество медленно, но верно погружается в архаику и невежество.
Что делается?
В такой ситуации намеренное искажение и прямая фальсификация теории марксизма-ленинизма и истории революционного движения рабочего класса воспринимается частью населения как данность, с которой нет возможности спорить. Происходит размывание, ретуширование основных понятий и научных категорий марксизма, оскверняется и вульгаризируется его диалектический метод познания. Переписывается история, которая становится апологетикой белого движения и призвана героизировать связанного с ним террора на территриях бывших советских республик. Происходит тотальная реабилитация преступников советской власти, включая и откровенных уголовников.
Псевдоистория становится государственным рупором. Развитие на государственном уровне псевдоисторических тем ведется с активным привлечением религиозных и афелированных с религией общественных организаций и объединений.
На государственном уровне осуществляется поддержка и связь с ультраправыми радикальными политическими и религиозными партиями и объединениями как за рубежом, так и внутри собственных стран.
Однако
Последние общественные опросы показывают , что процентное соотношение «за» и «против» декоммунизации растет сегодня все больше и больше в пользу тех, кто не согласен с пересмотром или переписыванием истории. Отрадным становится факт, что среди несогласных растет число молодых людей.
Оценка мероприятий по декоммунизации в разных странах на постсоветском пространстве и в особенности отношение людей к переименованию советских названий городов и улиц, в целом, показывает, что более 50% опрошенных обычно не поддерживают такие мероприятия.
Что можно и нужно делать уже сегодня?
Прежде всего вести просветительскую работу, заново открывать научный подход в изучении общественных явлений, истории и экономической науки. Возвращать марксизм-ленинизм в общественный дискурс и в революционное рабочее движение. Мы как партия, представляющая интересы работающего большинства, должны говорить языком Маркса и Ленина. Материалистическая диалектика и Исторический материализм не должны пугать нас своей научностью и глубиной познания.
На проверенных фактах и данных исторической науки, и марксистской политической экономии мы должны твердо и последовательно доказывать, доводить до сознания большинства, что проводимая сегодня декоммунизация и основанный на ней экономический и политический курс правящего класса новых капиталистов не имеет под собой объективного обоснования, поскольку никак не связан ни с подлинных историй, ни с настоящей наукой в целом. А представляет собой инструмент идеологического манипулирования в интересах класса капиталистов с единственной целью – легитимизировать право меньшинства эксплуатировать трудящееся большинство.
Мы должны поднять упавшее Красное Знамя Свободы и Прогресса Первого в мире Советского Социалистического государства и передать его идущему за нами поколению. Социализм или варварство – третьего не дано.
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Приглашенный автор: Петер Голлер, родился в 1961 году. Доцент, Архивариус Инсбрукского...
Начать свое выступление я хочу с цитаты из статьи, опубликованной в онлайн журнале «Пропаганда»....
16 декабря исполнится одиннадцать лет с момента расстрела митинга нефтяников города Жанаозена...
Представляем вниманию читателей статью российского историка Дмитрия Верхотурова, который...