Третий месяц в Шымкенте выясняют обстоятельства того, что толкнуло перепуганного насмерть призывника выпрыгнуть из окна военкомата. Дело по факту превышения власти сотрудниками призывного пункта расследуют в военно-следственном управлении.
Кто репутацию подмочил?
Между тем сам департамент по делам обороны в этой истории занял наступательную позицию, подав иск в отношении отца пострадавшего парня о защите деловой репутации. Дескать, оклеветал их простой сельский парикмахер, заявив, что у сына вымогали деньги за освобождение от армии.
Жуткую историю о том, как парень готов был сломать шею, боясь оказаться в армии после прессинга в призывном пункте, мы рассказали в мае этого года (см. “От армии - в окно”, “Время” от 23.5.2024 г.). Напомним, 18-летний житель аула Тагайна Толебийского района Туркестанской области Бехруз РАВШАНБЕКОВ приехал в Шымкент встретить бабушку, но угодил в поле зрения военных, занимавшихся “отловом” уклоняющихся призывников.
Парня затолкали в машину и повезли на сборный пункт. И уже по дороге, рассказывает Бехруз, стали называть стоимость его освобождения от призыва. Суммами сначала 500 тысяч тенге, потом - 800 тысяч едва окончивший колледж парнишка из многодетной семьи был шокирован.
Отец Бехруза Авазбек ГАЙНАНОВ (на снимке), добиваясь возбуждения уголовного дела, после того как его сын оказался на больничной койке с многочисленными травмами, записал видеообращение, а также обратился в нашу газету, рассказав, как было дело. Называя вещи своими именами, он заявил, что сотрудники военкомата вымогали деньги за то, чтобы отпустить сына.
Итогом его откровений стал иск департамента по делам обороны Шымкента, в котором Гайнанова как ответчика обвинили в подрыве деловой репутации и престижа, а его слова - не соответствующими действительности. И этот иск районным судом Толебийского района был принят к производству!
Однако после нескольких судебных заседаний истец все же отозвал свой иск. Для проведения судебной экспертизы заявлений Гайнанова на предмет клеветы, за которую ему и предъявили иск, потребовались деньги. А оплачивать эти издержки департаменту по делам обороны было нечем.
Между тем сам Авазбек от своих слов не отказывается и по сей день, только вот в качестве доказательств сказанного у него лишь показания Бехруза. Ну не смог его перепуганный насмерть сын, зажатый с двух сторон бравыми сотрудниками призывного пункта, зафиксировать этот торг за свободу.
Между тем определением районного суда департамент по делам обороны теперь сам должен деньги ответчику - 50 тысяч тенге за понесенные судебные расходы.
Тем временем в военно-следственном управлении третий месяц выясняют обстоятельства этого дела, возбужденного пока только по статье 451 УК (“превышение власти”). Однако адвокаты Бехруза добиваются предъявления обвинения по еще одной уголовной статье.
- В составе действий сотрудников, задержавших парня и фактически лишивших его свободы, есть состав преступления, предусмотренного статьей 126 УК (“незаконное лишение свободы, не связанное с его похищением”), совершенного в группе лиц по предварительному сговору с использованием своего служебного положения. Налицо все признаки, и мы будем это доказывать, - заявил адвокат Евгений ЯВОРСКИЙ.
Но самое интересное в этой истории то, что Бехруз Равшанбеков не просто не числился в розыске как уклонист от призыва, но и повестка ему не могла прийти вовсе, так как 18-летний парень на тот момент не числился на воинском учете ни по месту жительства в Толебийском районе, ни тем более в Шымкенте. Он просто угодил в расставленные военкоматом сети. И его случай нагляднее всего говорит и о репутации, и о престиже, которыми вдруг озаботился департамент по делам обороны.
Источник