- В мой вагон не заходите, там не отапливается, - заботливо предупредила пассажиров проводница. – Один парень зашёл на Защите, и тот убежал, холодно, ледник.
Пассажиры поезда «Оскемен 1- Алтай» мысленно и вслух поблагодарили проводницу, и потянулись в другой вагон. Дело было 30 сентября, в 7 утра температура составляла плюс 7 градусов. В минувшие выходные ничего не изменилось. Приехавшие дачники быстрее спешили в свои домики затопить печки и согреться. А что же будет, когда придут заморозки? В прошлом году мне довелось проехать на этом поезде 1 октября, когда грянул хоть и лёгкий, но мороз, утром было минус 4. Эта поездка запомнится надолго. От простуды спасли проверенные веками средства: горячая печь, горячий борщ, три рюмки водки, чай - кипяток и полчаса сна под тёплым одеялом. А вечером баня. О своих впечатлениях написал год назад статью «Вагон-холодильник»
https://flashpress.kz/blog/flash/178123.html
Прошёл год, но ничего не изменилось. Судя по тому, что тепло лишь в одном вагоне, проблему проводники решают сами. Как-то добывают немного угля и нагревают вагон. Видимо, ходят в него греться по очереди. Им, и кассирам приходится работать в холоде весь день – до Алтая и обратно. Хотя сильных заморозков ещё не было, но постоянные дожди, сырость.
Между тем, аким области Ермек Кошербаев, оказывается, одержим мыслью запустить на маршруте «Оскемен 1 – Алтай» и «Оскемен 1 – Риддер» вагоны с панорамными окнами! «В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО сообщили, что по поручению акима ВКО Ермека Кошербаева прорабатывается вопрос запуска вагонов с панорамными окнами. Такой вид транспорта, по мнению чиновников, может привлечь путешественников, и в числе прочего будет способствовать развитию туризма в регионе» - сообщает сайт yk-news.kz
https://amp.yk-news.kz/news/58034
Сейчас чиновники областного транспортного управления изучают рынок по производству панорамных вагонов.
«Страшно далеки они от народа» - эта бессмертная ленинская фраза с абсолютной точностью характеризует нынешнюю власть. Министры, акимы, начальники управлений, департаментов, комитетов, отделов, да и сам главный управленец страны живут в своём прекрасном мире, ничего общего не имеющем с реальной жизнью народа. Время от времени у них появляются различные идеи, подобные идее запуска вагонов с панорамными окнами.
Представляется картина, как в таком вагоне сидят пассажиры, закутавшиеся в свои куртки, поднявшие капюшоны, отогревающие руки дыханием. Как раз подходящая атмосфера для потенциальных туристов.
А летом картина совсем другая. В этом году мне пришлось ехать именно в тот момент, когда в составе было всего три вагона. Конец июня, жара 35 градусов, забито всё, в том числе боковушки, люди стоят. Не все окна удаётся открыть, счастливчики давно заняли места вблизи открытых окон. Но и такой естественный «кондиционер» не очень спасает. Пот бежит градом, промокло всё, вплоть до нижнего белья, дышать нечем. Остаётся только утешать себя мыслью, что всё кончается, и этот кошмар кончится. Но не все являются любителями знатоками философии, кто-то на грани нервного срыва, а уж гипертоники, астматики и прочие больные под гораздо более серьёзной угрозой. Спасаются валидолом и прочими таблетками. Вода и напитки давно стали тёплым противным пойлом, но другого варианта нет. Думаю, что панорамные окна вряд ли станут утешением в такой ситуации, а туристы, рискнувшие на подобное путешествие, проклянут тот день, когда их угораздило сесть в этот поезд.
Поэтому когда в поезде стало пять, а потом и шесть вагонов, народ был упоительно рад и этим, старым советским вагонам. Кстати, два из них перегнали в ВКО из Актобе, об этом свидетельствуют не закрашенные надписи с маршрутом следования. Какие уж тут панорамные окна! Сели нормально, и то хорошо.
Участок от Усть-Каменогорска до Алтая стал в прошлом году одним из самых опасных в стране. Там произошло 8 сходов вагонов. К счастью, это были грузовые вагоны, и обошлось без жертв и пострадавших. К примеру, 3 апреля 2022 года сошёл с рельсов грузовой состав вблизи станции Кумiстау (бывшая Серебрянск). 7 вагонов из 18 опрокинулись в Иртыш. Через пять дней, 8 апреля, снова авария – на перегоне «Алтай – Кумicтау». Опрокинулись 5 вагонов с цементом. А 13 августа из-за очередной аварии пассажирский поезд, тот самый, в который хотят прицепить вагоны с панорамными окнами, задержали в Серебрянске на 10 часов! В областной центр состав прибыл в 7.30 утра, вместо 21.15 минувшего дня. Конечно, с панорамными окнами было бы легче переносить томительное ожидание – любуйся пейзажами, особенно ночными.
В этом году пока аварий, тьфу-тьфу, не было. Но это не значит, что такая угроза совсем миновала. Достаточно посмотреть на состояние шпал (на фото). И это лишь на небольшом участке в сотню метров.
Анализ информации, имеющейся в Интернете, показывает, что вагоны с панорамными окнами используются в развитых странах, и на маршрутах, где в пути следования есть живописные виды природы. К примеру, в Швейцарии весьма популярны поездки в таких вагонах через Альпы. Распространены подобные маршруты в Японии, Канаде. В России поездов с подобными вагонами пока нет. Интересно, что в Кыргызстане в прошлом году на маршруте от Бишкека до озера Иссык – Куль запустили один вагон с панорамными окнами.
В Советском Союзе двухэтажный туристический вагон (с салоном и стеклянным куполом на втором ярусе) создан совместно Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова и КВЗ (сейчас ТВЗ) в 1960-х годах. Единственный сохранившийся экземпляр экспонируется в Ташкентском железнодорожном музее. Источник -
https://pikabu.ru/…/passazhirskie_vagonyi_s_obzornyim…
Производят такие вагоны в странах дальнего зарубежья. Самое ближайшее от нас производство в Китае. Два года назад там выпустили первый поезд, где три вагона с огромными панорамными окнами, специально для туристических целей. «Цвет оконного стекла в кабинах поезда электрически регулируется в зависимости от интенсивности солнечного света. Благодаря таким удивительным окнам во время движения поезда по горному склону поле зрения пассажиров будет составлять от 120 до 150 градусов».
В России только задумываются о производстве таких вагонов, а ведь именно в РФ такая же колея, как и в Казахстане. Если стоимость обычного плацкартного вагона доходит до сотен тысяч долларов, то уж с панорамными окнами обойдётся, как минимум, в несколько миллионов, а это под миллиард тенге. Закупать придётся, конечно, за счёт бюджета. Даже если два вагона, по одному в Алтай и в Риддер – это пара миллиардов.
Государственного предприятия с парком пассажирских вагонов в ВКО нет. Кому передавать эти вагоны на баланс? Что с ними делать дальше? Отдавать в аренду фирме, осуществляющей пригородные перевозки (сейчас это ТОО «Solux Express»)? Когда окупятся затраты на такие вагоны, если билет до Алтая стоит несколько сот тенге? Когда повалит поток туристов?
Всё это смахивает на сцену из романа Ильфа и Петрова «12 стульев», когда Остапа Бендера «понесло» и он стал вдохновенно убеждать жителей городка Васюки о будущем проведении международного шахматного турнира и переноса столицы в Нью-Васюки. Или на мечтания Манилова из «Мёртвых душ» Гоголя. Именно из этого бессмертного произведения пошло понятие «маниловщина» - т.е. любые пожелания и мечтания, не имеющие практической пользы, бессмысленные. Но для акима области подобные мечтания – это совсем не солидно и непозволительно.
Наверное, жители Восточного Казахстана ждут от него совсем другого. Во всяком случае - смотреть на реальную жизнь не через розовые очки или панорамные окна.