СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Казахстан: Старая-новая игра в «большую распродажу» через приватизацию

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Казахстан: Старая-новая игра в «большую распродажу» через приватизацию


Казахстан, пытаясь повторить успех "экономического чуда" 2001-2013 годов, вновь запускает программу привлечения иностранных инвестиций. Эта политика, напоминающая старые стратегии, но с новым названием, ставит перед собой амбициозную цель – привлечь к 2029 году 150 миллиардов долларов.  Однако, на этот раз, фокус смещается на приватизацию и ослабление роли государства в экономике.

Официальные данные, представленные Бюро национальной статистики, показывают положительную динамику роста инвестиций в основной капитал (ИОК) в 2023 году. По сравнению с 2022 годом, рост составил 13,7% в реальном выражении, достигнув 18 триллионов тенге.  Показатели, безусловно, внушают оптимизм, однако, власти не довольствуются достигнутым и стремятся увеличить инвестиционный поток.

Важно отметить, что 34% инвестиций в транспорт, энергетику и здравоохранение обеспечивается государственным бюджетом.  Это, по мнению властей, является препятствием для привлечения частных инвестиций. Именно поэтому, де-факто, в последнее время наблюдается усиление дискурса о необходимости ослабления роли государства в экономике. В этом контексте, приватизация государственных активов предстает как ключевой инструмент для привлечения иностранных инвестиций.

Рассматривая источники финансирования ИОК за 2023 год, мы видим, что преобладают собственные средства инвесторов – 73,6%  (13,2 трлн тенге), за которыми следуют бюджетные средства  – 15,8% (2,9 трлн тенге).  Заемные средства занимают 10,6% (1,9 трлн тенге), из которых 2,5%  (445,3 млрд тенге) приходится на займы от банков второго уровня. 

Важно понимать, что заемные средства - это фактически, инвестиции, осуществляемые за счет кредитования.  В данном контексте, дефицит привлечения заемных средств от банков второго уровня указывает на определенные проблемы в финансовой системе Казахстана. 

Казахстан в последние годы сталкивается с рядом вызовов, которые негативно влияют на так называемый инвестиционный климат.  Среди них можно выделить:

- Дорогое кредитование: Ставки по кредитам в Казахстане остаются высокими,  что  снижает  инвестиционную  привлекательность страны.

- Неустойчивые мировые цены на нефть: Как известно, Казахстан является экспортером нефти, и колебания  цен  на  этот  ресурс  влияют  на  экономику  страны  в  целом.

- Отсутствие диверсификации экономики: Казахстан в основном опирается на  экспорт  нефти,  что  делает  его  уязвимым  перед  глобальными  изменениями. 

- Несовершенство  институциональной  среды:  В  Казахстане  продолжают  существовать  проблемы  с  коррупцией,  правовой  нестабильностью и непрозрачностью бизнеса.

В контексте перечисленных проблем, реализация новой инвестиционной стратегии Казахстана через тотальную приватизацию в интересах западных корпораций является гибельным шагом.  Тем более, что банки второго уровня, до сих пор контролируемые в большинстве членами семьи Назарбаева и зятем экс-Елбасы Тимуром Кулибаевым, не собираются и не будут снижать процентные ставки по кредитам, а тем более вкладывать инвестиции в нефтяную  отрасль  и  диверсифицировать  экономику.

В ситуации, когда местный частный сектор и финансовый крупный капитал не заинтересован в развитии даже добывающих отраслей, являясь спекулятивным и паразитарным, правительство Казахстана стремится привлечь иностранных инвесторов, стараясь при этом ослабить роль государства в экономике и передать наиболее лакомые активы в руки западным компаниям. В условиях страны и сырьевой модели экономики подобная политика приведёт к неминуемому краху.

Надо понимать, что в РК только государство может концентрировать свои ресурсы на решении стратегических задач, таких как развитие инфраструктуры, индустриализации, сохранения систем здравоохранения и образования. И отказаться от государственной роли в экономике невозможно – смерти подобно, так как государство должно играть роль регулятора и гаранта стабильности, обеспечивая справедливые условия для всех участников рынка. 

Более того, элементы «государственного капитализма» или монопольных функций государства, встроенных в систему ГМК были своеобразной подушкой безопасности в ситуации кризисных явлений сырьевой модели экономики в 90-е и даже в «жирные» нулевые. Более того, именно государственная часть активов в добывающих компаниях приносила и приносит львиную долю доходов в бюджет и Национальный фонд.

Потеря их сразу же поставит крест не только на всех социальных программах, но и на постоянно анонсируемых планах по индустриализации, импортузамещению и диверсификации экономики, так как априори собственной перерабатывающей промышленности в Казахстане уже никогда не возникнет.

Повторить успех Назарбаева Токаеву за счёт новой волны приватизации и передачи уже месторождений редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней уже не получится, так как изменилась конъюнктура мирового рынка и условия СРП стали еще более жесткими и кабальными.

По сути этот курс по либерализации экономики и по окончательной приватизации означает превращение Казахстана из относительной в абсолютную колонию развитых капиталистических держав.  



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун