Двойные стандарты референсных лабораторий Казахстана
Доклад Айман Садвакас, магистра медицинских наук Казахстана на конференции «Усиление угрозы...
Сибирская язва является естественным заболеванием во многих частях мира, и это остается угрозой биотерроризма. Легочная форма сибирской язвы имеет уровень смертности, превышающей 90% при отсутствии лечения и часто является смертельной даже при антибиотикотерапии.
В 2001 г. при использовании писем с сибирской язвой смертность составила 45% даже при применении антибиотиков и агрессивной поддерживающей терапии. Во время заражения сибирской язвой существует «точка невозврата», после которой все традиционные методы лечения могут оказаться неэффективными. Летальные последствия обусловлены двумя токсинами сибирской язвы: «смертельный токсин» инактивирует клеточные компоненты, которые играют центральную роль в защите от инфекции и «токсин отеков», вызывающий массивную задержку жидкости и отек. На поздних стадиях инфекции оба этих токсинов могут вызывать кровотечение.
Ключевой для эпидемиологии возбудителя сибирской язвы Bacillus anthracis является способность сибиреязвенной палочки к формированию эндоспор, устойчивых в окружающей среде и сохраняющих жизнеспособную вирулентность как минимум на десятки и даже сотни лет. В месте разложения останков животного, болевшего сибирской язвой, стимулируется рост травы, которая вырастает более высокой и сочной, чем окружающая растительность, и выглядит более привлекательной для травоядных. Этот природный фактор повышает вероятность нового цикла заражения травоядных и способствует циркуляции заболевания в популяции.
Определенную роль играет сезонность осадков: в сезон дождей травоядные съедают больше грунта, налипшего на растения, что также может увеличивать их заболеваемость сибирской язвой. Также заболеваемость может расти и в сезон засухи, когда животные вынуждены есть сухие растения и из-за недостатка корма увеличивать в рационе долю приземных частей растений, которые жестче у более высоко расположенных частей и больше загрязнены песком.
В целях биобезопасности сибиреязвенных захоронений, то есть предосторожности загрязнять грунтовые воды используются специально обустроенные сооружения, предназначенные для утилизации и обеззараживания трупов животных в виде биотермической ямы Беккари. Стены и дно такой ямы изолируется водонепроницаемым материалом, а сама яма окапывается траншеей и огораживается двухметровым забором с глубиной 10 метров и шириной 3 метра. Место под яму Беккари выбирают вне водоохранных, заповедных или лесопарковых зон; на возвышенном, сухом участке площадью не менее 600 м2; на участке с уровнем залегания подземных вод не ближе 2 м к поверхности земли; не ближе 200 метров до пастбищ и скотопрогонов; в стороне от жилых строений (не менее 1 км) и автомобильных дорог.
Однако в Казахстане ситуация по сибиреязвенным захоронениям остается неблагополучной. Например, 22 ноября 2023 года на сайте Центральная Азия https://dairynews.today/kz/news/pochemu-v-kazakhstane-svirepstvuet-sibirskaya-yazva.html было опубликовано, что медленно растет и число случаев сибирской язвы, и количество заразившихся опасной инфекцией людей. За последние пять лет по всей стране наблюдается динамика роста опасной болезни. Так, в 2019 году было 12 случаев заражения людей сибирской язвой, в 2020-ом – 4, в 2021 – 27 случаев, в 2022-ом – 20, а за 2023 год – уже 37 случаев.
17 июня 2024 года по инициативе Антикоррупционного Агентства РК состоялось заседание комиссии по Кызылординской области, где были озвучены данные региональной Санитарно-эпидемиологической службы о том, что из 68 захоронений сибирской язвы местонахождение 8-ми не определено. По Кызылординской области насчитывается 146 скотомогильников, из них ветеринарным стандартам соответствуют только 90. Остальные – это примитивные ямы, так как могильников по требуемым стандартам до сих пор не хватает.
В Жетысуской области выявлено 33 бесхозных захоронения с сибирской язвой, которые до сих пор не приняты на баланс государства. Также зафиксировано 97 стационарно неблагополучных пунктов по сибирской язве и 134 почвенных очага. Таковы результаты проверки природоохранной прокуратуры.
В Восточном Казахстане из 101 сибиреязвенного захоронения 95 функционируют с нарушениями: они расположены рядом с жилыми домами и пастбищами с отсутствием ограждений возле могильников.
8 апреля 2024 года издание "Уральская неделя" указало о том, что талые воды подтопили в Западно-Казахстанской области 8 скотомогильников, а также 14 захоронений сибирской язвы. Также было отмечено, что с начала паводкового периода в Казахстане санврачи исследовали более 10 тысяч проб воды как из централизованного, так и децентрализованного водоснабжения, и, по утверждениям работников СЭС, патогены сибирской язвы не были выявлены. https://www.zakon.kz/stati/6423539-yazva-sibirskaya-pochemu-zakhoroneniya-ochagovoy-infektsii-v-kazakhstane-do-sik
Это громкое утверждение санитарных врачей является, мягко говоря, ошибочным. Учитывая то, что сибиреязвенные захоронения в стране функционируют с нарушениями, то их эпидемический потенциал остается высоким. Более того, химико-аналитические исследования почвы различных кладбищ обычно выявляют интенсивное загрязнение почв яйцами разных видов гельминтов, загрязнение тяжелыми металлами (включая железо, цинк, серу, кальций и фосфор), также выявляется высокий уровень бактериального загрязнения.
Поэтому, опираясь на эти научные данные, я почти уверена, что пробы воды для исследования сибиреязвенной палочки могли проводиться с несоблюдением методических рекомендаций для бактериологического исследования на наличие не только типичных возбудителей сибирской язвы, но также и на наличие атипичных штаммов. В мировой практике используются не только микробиологические методы (высевы на питательные среды), но также биологические (заражение лабораторных животных) и генетические методы (определение изолятов штаммов). Согласно последним научным данным, существуют не только свойства, типичные для сибиреязвенной палочки, но также и другие свойства для атипичных мутантов, значение которых в эпидемиологии и патогенезе сибирской язвы остается неясным и требует изучения. Также в научной литературе имеются сведения о фагоустойчивых штаммах сибиреязвенной палочки.
На протяжении пяти лет я пишу о том, что качество проведенных лабораторных исследований не соответствует мировым стандартам, так как до сих пор в Казахстане нет Центральной референс лаборатории, которая бы проводила внешний контроль качества лабораторных исследований. Более того, лаборатория Республиканской СЭС не имеет оборудования для проведения полно геномного исследования и поэтому иметь истинную картину о наличии атипичных или фагоустойчивых штаммах Bacillus anthracis не представляется возможным.
В настоящее время медицинская лабораторная служба Казахстана испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, отмечается низкое качество лабораторных услуг и дефицит лабораторного оборудования, о чем было отмечено в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 945 «Об утверждении Концепции развития здравоохранения Республики Казахстан до 2026 года».
Также Министерством здравоохранения РК не решаются социальные вопросы специалистов медицинских лабораторий, имеющих высшее немедицинское образование, то есть биологов и химиков, статус и заработная плата которых занижены в действующих приказах. Последнее обсуждение об этих проблемах проходило 19 апреля 2024 года в г.Алматы на Международном Конгрессе, организованном КАМЛД - Казахстанской Ассоциацией медицинской лабораторной диагностики. Хотя после круглого стола было сделано обращение к Президенту и Правительству Казахстана о принятии вышеуказанных мер, тем не менее обращение лабораторной общественности осталось неуслышанным.
Высокопоставленные чиновники не хотят осознавать, что без высоко профессиональной работы специалистов лабораторной службы выявление сибиреязвенных патогенов будет представлять определенную сложность, и в связи с этим угроза нарастания сибиреязвенного потенциала будет оставаться высокой в стране. Однако в средствах массовой информации чиновники государственных департаментов, не имея научных представлений о мониторинге, критериях оценки факторов риска и методах диагностики сибирской язвы, стараются прикрыть истинную картину эпидемического потенциала сибиреязвенных захоронений, тем самым вводя в заблуждение казахстанское общество.
Айман Садвакас
Доклад Айман Садвакас, магистра медицинских наук Казахстана на конференции «Усиление угрозы...
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
Решение Министерства здравоохранения о сокращении финансирования лечения онкологических...
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...