Резкое увеличение налога на сельхозземли в черте населённых пунктов поставило фермеров перед выбором: закрыть хозяйство или уплатить неподъёмную сумму в бюджет. По какой причине власти нацелены уничтожить сельское хозяйство.
Самые большие долги по земельному налогу в стране теперь у фермеров, чьи посевы расположены в черте города. Согласно поправкам в Налоговый кодекс от 2018 года, налоговая нагрузка для них увеличилась более чем в 300 раз. Эксперты недоумевают: Налоговый кодекс явно принят с грубой ошибкой.
«По старому кодексу для фермеров действовали базовые ставки налога на земли населённых пунктов, установленные в расчёте погектарно, с учётом плодородия земли. В 2018 году эту норму убрали, и теперь они должны платить как магазин или кафе в городе – за каждый квадратный метр. Но понятно, что у фермеров участки огромные – до 900 гектаров. А в одном гектаре 10 тысяч квадратных метров. Посчитайте, какая сумма по налогам получится? До 200 млн тенге доходит задолженность у некоторых землепользователей», – отметил заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Ернур Абжан.
Несмотря на то, что поправки были приняты в 2018 году, сельхозпроизводители узнали о них только сейчас. Причём по новым ставкам должны заплатить за три прошедших года.
«Почему начали выставлять повышенные счета только сейчас, да ещё и с требованием оплаты за предыдущие три года с такими же высокими ставками? Тут госорганы ссылаются друг на друга: налоговики – на земельщиков, что они предоставляли сведения в качестве сельхозземель и только с конца прошлого года изменили данные. Поэтому в КГД только приступили к пересчёту за предыдущие годы», – добавил Абжан.
Глава крестьянского хозяйства «Казсевер» Алексей Кожур говорит, что у него ушло два года для подготовки участка для посадки овощей и только на третий он начал получать урожай. Если раньше за 220 гектаров он платил около 300 тысяч тенге, то теперь сумма взлетела до 14 миллионов. Но проблема в том, что фермер даже не имеет такой прибыли.
«В выращивании овощей нет такой рентабельности, чтобы платить налог в размере 14 млн тенге в год. Переносить комплекс на другие участки нереально. Поэтому, если нас не услышат, то придётся закрыть хозяйство», – переживает Кожур.
По его словам, разорение грозит 150 фермерам, что в Костанае. А по Казахстану их в разы больше. Овощевод Алексей Кожур полагает, что разработчики знали о таком исходе, но главная цель была подвести фермеров к добровольному отказу от своих участков в черте города, оставив их при этом банкротами.
«Я думаю, это делается для того, чтобы изъять земельные участки и распределить их по своему усмотрению. Городские земли кому-то стали интересны, раз приняли такой кодекс», – считает глава крестьянского хозяйства.
Аналогичные уведомления от налоговой рассылают всем землепользователям, чьи хозяйства находятся в черте города. Фермеры к тому же утверждают, что нынешние условия налогообложения несправедливы. Поскольку им придётся платить в разы больше, нежели сельским земледельцам.
Логичных объяснений этому фермеры не находят: никто не подвёл дороги или инженерные сети, а в черту города они вошли лишь на бумаге.
«В данном случае необходимо учитывать, что решение о включении земельных участков сельскохозяйственного назначения в черту населённых пунктов принимались государственными органами без согласия самих предпринимателей. Более того, полагаем, что такая ситуация, по сути, является принуждением предпринимателей к отказу от прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения или использования, поскольку владение таким активом для них становится проблемным», – считает Ернур Абжан.
В свою очередь, нацпалата уже выдвинула инициативу утвердить отдельные нормы с учётом специфики сельхозтоваропроизводства в черте населённых пунктов погектарно.
По поручению правительства эти предложения должны учесть в редакции нового Налогового кодекса. Однако его планируется принять лишь в 2025 году, а до тех пор долги фермеров по земельному налогу будут расти как снежный ком.
Раяна Батыр
Источник