ВЫСТУПЛЕНИЕ Д. КУЦУМБАСА — ГЕНСЕКА ЦК КПГ, ПОСВЯЩЁННОЙ 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Мы начинаем публиковать частями статью сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Айнура Курманова о социалистическом строительстве в Казахстане и Средней Азии 20-30-х годов.
Редакция
Примечательное отличие социалистического строительства в Казахстане и Средней Азии заключается в том, что оно проходило в архаическом обществе, где существовало масса докапиталистических укладов, как феодальных, так и родообщинных. Эта специфика неразвитости и даже отсутствия капиталистических отношений наложила отпечаток и на дальнейшую политику советского государства, пошедшего по пути создания в таких условиях новых наций и автономных республиканский образований.
По сути эти окраины бывшей Российской империи благодаря Октябрьской революции перескочили через капиталистическую фазу развития, попав сразу в социалистическую систему. И в этом нет ничего противоречащего большевистской программе, нацеленной на модернизацию страны на новых началах.
Победивший рабочий класс через свое государство проводил цивилизаторскую политику, не просто подтягивая отсталые регионы восточных и азиатских областей страны к уровню её европейской части, а создавая там новые промышленные и сельскохозяйственные районы, возводя на пустом месте сотни городов, тысячи поселков, школы, больницы и университеты, протягивая туда железные дороги и строя электростанции. Такому же цивилизаторскому развитию подверглась и соседняя Монголия.
И даже сейчас, после реставрации капитализма и катастрофического разрушения СССР, в бывших советских республиках Средней Азии не произошло окончательного отката назад в средневековье. В нынешних независимых государствах еще сохранились некоторые завоевания, предприятия и города, а также образование и культурный базис, которые дают надежду будущим поколениям в момент нового революционного кризиса использовать прошлый опыт для возрождения и дальнейшего развития.
Наша задача заключается в том, чтобы проанализировать происходившие тогда процессы национального и государственного строительства в рамках общего социалистического развития и дать свою оценку тому периоду, с целью использования данного опыта и разоблачения либеральных и националистических мифов о том периоде.
Установление советской власти в Средней Азии и первая Туркестанская советская республика
Казахстан и Средняя Азия были отдаленными отсталыми и периферийными регионами Российской Империи, куда если и проникал русский и английский капитал, то с целью сырьевой эксплуатации края для вывоза полезных ископаемых: свинца, цинка, золота, бокситов и хлопка. В некоторой степени развивались промышленные районы Восточного Казахстана и Туркестанского края с центром в Ташкенте.
Особенно тяжелым было положение коренных народов, населяющих эти территории, которые страдали от двойного гнета, как со стороны российского и иностранного капитала и царской администрации, так и со стороны своей феодально-байской верхушки. Не надо забывать, что на территории современной Туркмении, Узбекистана и Таджикистана существовали помимо Туркестанского края в качестве протекторатов русской монархии Хорезмское (Хивинское) ханство и Бухарский эмират.
Несмотря на то, что все жители региона являлись российскими поданными, неравенство проявлялось во всем, как в сословном разграничении и принадлежности к религиозной конфессии, так и в привилегиях и получении заработной платы. Например, до революции 1917 года в Сырдарьинской области Туркестанского края за одну и ту же работу на производстве русскому пролетарию платили в день 90, узбеку – 86, а казаху и киргизу – 69 копеек. То есть, при царизме казахи считались людьми даже не второго, а третьего сорта (1).
Также хорошо известно, что царский режим вытеснял казахов с лучших земель. Только за период с 1890-го по 1915-й у них отняли около 20 миллионов гектаров. А за десять лет, предшествовавших первой мировой войне (1903-1912), численность казахского населения, которое тогда называли киргизским, сократилась на 9 процентов. В 1916 году во время восстания казахов и киргизов против мобилизации на тыловые работы местное население еще и столкнулось с карательными экспедициями царских войск.
Великая октябрьская социалистическая революция 1917 года сразу же видоизменила уклад жизни и классовое соотношение сил в Казахстане и Средней Азии. И после установления советской власти большевиками была начата дискуссия о строительстве новых государственных автономных образований на республиканских началах. Хотя сам процесс становления советской власти и первые социалистические преобразования в Туркестанском и степном крае проходили в сложной обстановке, в напряженной внутриполитической борьбе между сторонниками и противниками социализма.
Партия большевиков Туркестана, опираясь на Красную гвардию и революционных солдат военных гарнизонов Ташкента, Верного (ныне Алматы), Ашхабада, Перовска (ныне Кзыл-Орда), АулиеАты (ныне Тараз) и других городов подавили контрреволюционные выступления вооруженных отрядов местной буржуазии и мусульманского реакционного духовенства, чиновничьих кругов старой колониальной администрации. К весне 1918 года в Туркестанском крае в основном завершилась борьба за власть, установился новый общественный строй в форме Советов рабочих, солдатских и мусульманских депутатов.
30 апреля 1918 года в Ташкенте открылся 5-й Краевой съезд Советов Туркестана. В его работе, наряду с делегатами областей, приняли участие 120 представителей местного коренного населения – узбеков, казахов, туркмен и таджиков. С основным докладом о задачах большевиков по осуществлению национальной политики в крае выступил чрезвычайный комиссар ЦК РКП (б) и СНК РСФСР по Средней Азии П.А. Кобозев.
Съезд принял решение о создании Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР) в составе РСФСР. Телеграммой в Москву было заверено, что «все революционные лозунги будут твёрдо и неуклонно проведены, здесь в Туркестане» (2). Создание ТАССР укладывалось в давно отстаиваемый большевиками принцип территориальной автономии. А именно, ТАССР не была связана с какой-либо конкретной титульной этнической группой, а представляла собой конкретную экономико-географическую единицу с многонациональным населением.
Таким образом первый шаг большевиками в сторону автономизации края был сделан, что стало неоценимым опытом советского строительства и основой для формирования в последующем новых советских республик на территории Средней Азии.
Уже в 1919 г., с резким изменением политики большевиков по принятию этно-федеральной системы для Советской России, также возникла необходимость пересмотреть принципы территориального устройства ТАССР. 15 января 1920 г. Туркестанская комиссия приняла постановление, предлагающее административную перегруппировку Туркестана в соответствии с этнографическими и экономическими условиями региона. В нем были выделены три основные группы людей, которые могли бы стать основой для новых этнополитических единиц в ТАССР: узбеки, казахи и туркмены.
Тогда внутри РКП (б) развернулась дискуссия между двумя основными видениями дальнейшего развития советской автономизации. Первый был основан на формировании централизованной федерации, в которую все возникшие в ходе 1917-1920 гг. субъекты должны были войти на правах автономий с последующим делением на крупные экономические районы. Внутри таких регионов могут развиваться национально-культурные автономии. По одному из таких проектов, в частности, предполагалось на территории КАССР образовать две крупных области - с центрами в Оренбурге и Семипалатинске. Едиными регионами должны были стать Туркестан и Кавказ.
Второй вариант предполагал наоборот активное внедрение принципов национально-государственных автономий, в какой-то степени продолжающую политику, по которой независимость получили западные окраины Российской империи в лице Финляндии, Польши и прибалтийских республик. У модели были также два «ответвления» - во-первых, внешняя политика расширения для присоединения к советской конфедерации будущих советских республик Востока и Запада, а во-вторых, разделение РСФСР на европейские и азиатские республики, построенные, по замыслу авторов, на принципах панисламизма и пантюркизма.
Даже предполагалось создание внутри РКП(б) Мусульманской компартии, которая на короткий период с 1918 -1919 годы была создана на базе мусульманских секций партии, и, как вариант, отдельной Туранской ССР, включающей в себя Казахстан, Туркестан, Башкирию, Татарстан и другие тюркоязычные регионы бывшей империи.
По мнению казахстанского историка Данияра Ашимбаева такой «пантюркистский» вариант был невозможен и даже противоречил программным установкам большевиков, а также способствовал усилению исламизма в регионе, что в итоге могло подорвать позиции советской власти.
«Эта модель входила в коренное противоречие с интернационалистскими принципами коммунистов, могла стимулировать не столько советское строительство, сколько рост религиозных настроений, да и слишком уж соответствовало геополитическим интересам Турции, которую та продвигала как сама, так и в союзе с Германией. В любом случае национальная политика РКП(б) была построена на сложных компромиссах между этими моделями. И если на Кавказе была создана ЗСФСР с целью борьбы с местным национализмом и подавления горячих точек в Абхазии, Карабахе и Осетии, то Туркестан в 1924-1925 гг. был разделен в силу наличия противоречий между населявшими его народами, роста местного - казахского, узбекского, киргизского, таджикского, туркменского - национализма и возможности созданием новых советских наций подорвать идейные основы пантюркизма и панисламизма в регионе» (3), - пишет Данияр Ашимбаев.
Именно в связи с этим, по его мнению, советское правительство пошло на перевод алфавитов азиатских народов СССР на латиницу с целью «не только внедрения вестернизированного алфавита в интересах будущей глобальной советской страны, но и для разрыва культурно-исторических связей с прежним наследием, прежде всего арабским и турецким» (4).
Поэтому партией к концу 1919 – началу 1920 года был окончательно выбран путь создания новых советских наций и, соответственно, национально-государственных автономий в Туркестанском и Степном крае Средней Азии.
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...
Представляем вниманию читателей текст выступления Тимура Кибирова на конференции "Борьба...
Приглашенный автор: Петер Голлер, родился в 1961 году. Доцент, Архивариус Инсбрукского...
Начать свое выступление я хочу с цитаты из статьи, опубликованной в онлайн журнале «Пропаганда»....