СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Процесс социалистического и национального строительства в Казахстане и Средней Азии. Актуальные выводы. Часть 1

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Процесс социалистического и национального строительства в Казахстане и Средней Азии. Актуальные выводы. Часть 1


Мы начинаем публиковать частями статью сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Айнура Курманова о социалистическом строительстве в Казахстане и Средней Азии 20-30-х годов.

Редакция

Примечательное отличие социалистического строительства в Казахстане и Средней Азии заключается в том, что оно проходило в архаическом обществе, где существовало масса докапиталистических укладов, как феодальных, так и родообщинных. Эта специфика неразвитости и даже отсутствия капиталистических отношений наложила отпечаток и на дальнейшую политику советского государства, пошедшего по пути создания в таких условиях новых наций и автономных республиканский образований.

По сути эти окраины бывшей Российской империи благодаря Октябрьской революции перескочили через капиталистическую фазу развития, попав сразу в социалистическую систему. И в этом нет ничего противоречащего большевистской программе, нацеленной на модернизацию страны на новых началах.

Победивший рабочий класс через свое государство проводил цивилизаторскую политику, не просто подтягивая отсталые регионы восточных и азиатских областей страны к уровню её европейской части, а создавая там новые промышленные и сельскохозяйственные районы, возводя на пустом месте сотни городов, тысячи поселков, школы, больницы и университеты, протягивая туда железные дороги и строя электростанции. Такому же цивилизаторскому развитию подверглась и соседняя Монголия.

И даже сейчас, после реставрации капитализма и катастрофического разрушения СССР, в бывших советских республиках Средней Азии не произошло окончательного отката назад в средневековье. В нынешних независимых государствах еще сохранились некоторые завоевания, предприятия и города, а также образование и культурный базис, которые дают надежду будущим поколениям в момент нового революционного кризиса использовать прошлый опыт для возрождения и дальнейшего развития.

Наша задача заключается в том, чтобы проанализировать происходившие тогда процессы национального и государственного строительства в рамках общего социалистического развития и дать свою оценку тому периоду, с целью использования данного опыта и разоблачения либеральных и националистических мифов о том периоде.

 

Установление советской власти в Средней Азии и первая Туркестанская советская республика

Казахстан и Средняя Азия были отдаленными отсталыми и периферийными регионами Российской Империи, куда если и проникал русский и английский капитал, то с целью сырьевой эксплуатации края для вывоза полезных ископаемых: свинца, цинка, золота, бокситов и хлопка. В некоторой степени развивались промышленные районы Восточного Казахстана и Туркестанского края с центром в Ташкенте.

Особенно тяжелым было положение коренных народов, населяющих эти территории, которые страдали от двойного гнета, как со стороны российского и иностранного капитала и царской администрации, так и со стороны своей феодально-байской верхушки. Не надо забывать, что на территории современной Туркмении, Узбекистана и Таджикистана существовали помимо Туркестанского края в качестве протекторатов русской монархии Хорезмское (Хивинское) ханство и Бухарский эмират.

Несмотря на то, что все жители региона являлись российскими поданными, неравенство проявлялось во всем, как в сословном разграничении и принадлежности к религиозной конфессии, так и в привилегиях и получении заработной платы. Например, до революции 1917 года в Сырдарьинской области Туркестанского края за одну и ту же работу на производстве русскому пролетарию платили в день 90, узбеку – 86, а казаху и киргизу – 69 копеек. То есть, при царизме казахи считались людьми даже не второго, а третьего сорта (1).

Также хорошо известно, что царский режим вытеснял казахов с лучших земель. Только за период с 1890-го по 1915-й у них отняли около 20 миллионов гектаров. А за десять лет, предшествовавших первой мировой войне (1903-1912), численность казахского населения, которое тогда называли киргизским, сократилась на 9 процентов. В 1916 году во время восстания казахов и киргизов против мобилизации на тыловые работы местное население еще и столкнулось с карательными экспедициями царских войск.

Великая октябрьская социалистическая революция 1917 года сразу же видоизменила уклад жизни и классовое соотношение сил в Казахстане и Средней Азии. И после установления советской власти большевиками была начата дискуссия о строительстве новых государственных автономных образований на республиканских началах. Хотя сам процесс становления советской власти и первые социалистические преобразования в Туркестанском и степном крае проходили в сложной обстановке, в напряженной внутриполитической борьбе между сторонниками и противниками социализма.

Партия большевиков Туркестана, опираясь на Красную гвардию и революционных солдат военных гарнизонов Ташкента, Верного (ныне Алматы), Ашхабада, Перовска (ныне Кзыл-Орда), АулиеАты (ныне Тараз) и других городов подавили контрреволюционные выступления вооруженных отрядов местной буржуазии и мусульманского реакционного духовенства, чиновничьих кругов старой колониальной администрации. К весне 1918 года в Туркестанском крае в основном завершилась борьба за власть, установился новый общественный строй в форме Советов рабочих, солдатских и мусульманских депутатов.

30 апреля 1918 года в Ташкенте открылся 5-й Краевой съезд Советов Туркестана. В его работе, наряду с делегатами областей, приняли участие 120 представителей местного коренного населения – узбеков, казахов, туркмен и таджиков. С основным докладом о задачах большевиков по осуществлению национальной политики в крае выступил чрезвычайный комиссар ЦК РКП (б) и СНК РСФСР по Средней Азии П.А. Кобозев.

Съезд принял решение о создании Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР) в составе РСФСР. Телеграммой в Москву было заверено, что «все революционные лозунги будут твёрдо и неуклонно проведены, здесь в Туркестане» (2). Создание ТАССР укладывалось в давно отстаиваемый большевиками принцип территориальной автономии. А именно, ТАССР не была связана с какой-либо конкретной титульной этнической группой, а представляла собой конкретную экономико-географическую единицу с многонациональным населением.

Таким образом первый шаг большевиками в сторону автономизации края был сделан, что стало неоценимым опытом советского строительства и основой для формирования в последующем новых советских республик на территории Средней Азии.

Уже в 1919 г., с резким изменением политики большевиков по принятию этно-федеральной системы для Советской России, также возникла необходимость пересмотреть принципы территориального устройства ТАССР.  15 января 1920 г. Туркестанская комиссия приняла постановление, предлагающее административную перегруппировку Туркестана в соответствии с этнографическими и экономическими условиями региона. В нем были выделены три основные группы людей, которые могли бы стать основой для новых этнополитических единиц в ТАССР: узбеки, казахи и туркмены.

Тогда внутри РКП (б) развернулась дискуссия между двумя основными видениями дальнейшего развития советской автономизации. Первый был основан на формировании централизованной федерации, в которую все возникшие в ходе 1917-1920 гг. субъекты должны были войти на правах автономий с последующим делением на крупные экономические районы. Внутри таких регионов могут развиваться национально-культурные автономии. По одному из таких проектов, в частности, предполагалось на территории КАССР образовать две крупных области - с центрами в Оренбурге и Семипалатинске. Едиными регионами должны были стать Туркестан и Кавказ.

Второй вариант предполагал наоборот активное внедрение принципов национально-государственных автономий, в какой-то степени продолжающую политику, по которой независимость получили западные окраины Российской империи в лице Финляндии, Польши и прибалтийских республик. У модели были также два «ответвления» - во-первых, внешняя политика расширения для присоединения к советской конфедерации будущих советских республик Востока и Запада, а во-вторых, разделение РСФСР на европейские и азиатские республики, построенные, по замыслу авторов, на принципах панисламизма и пантюркизма.

Даже предполагалось создание внутри РКП(б) Мусульманской компартии, которая на короткий период с 1918 -1919 годы была создана на базе мусульманских секций партии, и, как вариант, отдельной Туранской ССР, включающей в себя Казахстан, Туркестан, Башкирию, Татарстан и другие тюркоязычные регионы бывшей империи.

По мнению казахстанского историка Данияра Ашимбаева такой «пантюркистский» вариант был невозможен и даже противоречил программным установкам большевиков, а также способствовал усилению исламизма в регионе, что в итоге могло подорвать позиции советской власти.

«Эта модель входила в коренное противоречие с интернационалистскими принципами коммунистов, могла стимулировать не столько советское строительство, сколько рост религиозных настроений, да и слишком уж соответствовало геополитическим интересам Турции, которую та продвигала как сама, так и в союзе с Германией.  В любом случае национальная политика РКП(б) была построена на сложных компромиссах между этими моделями. И если на Кавказе была создана ЗСФСР с целью борьбы с местным национализмом и подавления горячих точек в Абхазии, Карабахе и Осетии, то Туркестан в 1924-1925 гг. был разделен в силу наличия противоречий между населявшими его народами, роста местного - казахского, узбекского, киргизского, таджикского, туркменского - национализма и возможности созданием новых советских наций подорвать идейные основы пантюркизма и панисламизма в регионе» (3), - пишет Данияр Ашимбаев.

Именно в связи с этим, по его мнению, советское правительство пошло на перевод алфавитов азиатских народов СССР на латиницу с целью «не только внедрения вестернизированного алфавита в интересах будущей глобальной советской страны, но и для разрыва культурно-исторических связей с прежним наследием, прежде всего арабским и турецким» (4).

Поэтому партией к концу 1919 – началу 1920 года был окончательно выбран путь создания новых советских наций и, соответственно, национально-государственных автономий в Туркестанском и Степном крае Средней Азии.



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун