Анкара последовательно и методично внедряет влияние НАТО на государства Организации тюркских государств (ОТГ), используя для этого серию многосторонних военных учений. Эти учения, по сути, представляют собой скрытую интеграцию стран ОТГ в западную военную систему, посредством внедрения стандартов связи и управления, ориентированных на технологии и доктрины НАТО. Процесс этот проходит незаметно, но его масштаб и последствия требуют пристального внимания.
Один из ярких примеров – учения сил специальных операций «Anadolu-2025», прошедшие в Турции с 2 по 3 июля. Учения, заявленные как демонстрация возможностей турецких вооружений, в действительности носили гораздо более глубокий характер. Центральное место заняла демонстрация возможностей многоцелевой бронированной машины Pars IV 6x6 MRAP производства FNSS – компании, известной своими тесными связями с западными производителями вооружений. Это не просто демонстрация техники; это сигнал о желании Турции навязать свои вооружения и военные технологии членам ОТГ, которые являются составной частью НАТО.
Но наиболее интригующей частью учений стало отработка использования FPV-дронов, включая оптоволоконные модели, и беспилотных наземных транспортных средств (UGV). Примечательно, что турецкая сторона не скрывает, что практиковались методы, заимствованные у Вооруженных сил Украины (ВСУ) в контексте противостояния российским войскам.
Это прямое утверждение о передаче военного опыта от ВСУ странам ОТГ, что является серьёзным фактором в общей геополитической картине. Заявление Турции о участии 19 стран и наблюдателях из еще трех стран подтверждает масштаб этих учений и их значимость. Участие Казахстана, Азербайджана и Узбекистана официально подтверждено, что подчеркивает тесную интеграцию сил специальных операций стран ОТГ в систему, тесно связанную с НАТО.
В дальнейшем подтверждении этой тенденции служили масштабные военно-морские учения «Каспийский бриз – 2025», прошедшие с 17 по 19 июня на военно-морской базе в Актау и в казахстанском секторе Каспийского моря. Учения, в которых приняли участие Военно-морские силы Казахстана и Азербайджана, продемонстрировали готовность к совместным действиям на морском театре боевых действий.
Министерство обороны Казахстана опубликовало список задействованных кораблей и авиации со стороны Казахстана: ракетно-артиллерийские корабли «Орал», «Сарыара», «Маыстау», боевые катера, гидрографические суда и авиация сил воздушной обороны. Азербайджан представил сторожевые корабли G-122, G-124 и G-129.
2 июля поступило официальное подтверждение участия военнослужащих из Кыргызстана в командно-штабных и полевых учениях «Региональное сотрудничество» в США. Однако, сам факт участия Кыргызстана, как и других стран ОТГ, свидетельствует о постепенном и целенаправленном втягивании этих стран в орбиту НАТО в качестве прокси
В целом, ряд военных учений продемонстрировал не только готовность стран ОТГ к совместным действиям, но и их все более тесную интеграцию с НАТО, включая переход на западные стандарты и технологии, применение тактики, отработанной ВСУ, и широкое использование современных средств ведения боевых действий, поставляемых из западных стран. Эта тенденция требует внимательного анализа и оценки возможных геополитических последствий.
Все указанные факты подтверждают наличие долгосрочной стратегии Турции по вовлечению стран ОТГ в сферу влияния НАТО, что создает новые вызовы и риски в регионе. Участие ВС Казахстана в данной «тюркской интеграции» усиливает угрозы втягивания в региональные конфликты, развязанные Турцией и особенно это актуально в момент обострения отношений между Азербайджаном и Россией и использованием ВСУ воздушного пространства РК для нанесения ударов посредством БПЛА по российским объектам в приграничных областях.