Выступление премьер-министра на сегодняшнем совместном заседании палат парламента вызвало ряд вопросов, касающихся двух ключевых аспектов экономической политики государства: инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и либерализации цен на ГСМ. Заявление о привлечении 605 миллиардов тенге в сектор ЖКХ в рамках программы «Тариф взамен на инвестиции» звучит впечатляюще, однако вызывает серьезные сомнения в своей эффективности и прозрачности.
Так, постоянное повышение тарифов, заявленное как необходимая мера для привлечения инвестиций, имеет крайне негативные последствия для населения. Постоянный рост цен на коммунальные услуги неизбежно подстегивает инфляцию, создавая порочный круг: повышение тарифов – рост цен – необходимость дальнейшего повышения тарифов. Это бьет по карманам граждан, снижает их покупательскую способность и в целом негативно сказывается на экономическом благополучии страны.
Ситуация усугубляется отсутствием четкого механизма контроля за использованием привлеченных средств. Отсутствие прозрачности в деятельности государственных корпораций и наличие в секторе ЖКХ крупных частных компаний, которые и без значительных инвестиций демонстрировали высокую прибыльность, вызывает обоснованные опасения относительно того, действительно ли эти 605 миллиардов тенге пошли на модернизацию инфраструктуры и улучшение качества услуг, или же большая часть средств осела в карманах монополистов. Необходим строгий независимый аудит, который сможет объективно оценить эффективность использования средств и выявить возможные злоупотребления.
Другое спорное заявление касается либерализации цен на ГСМ. Премьер утверждает, что предыдущая политика регулирования цен препятствовала инвестициям в нефтеперерабатывающую отрасль, а отмена регулирования должна привлечь частный капитал. Однако, ситуация на рынке ГСМ в стране далека от идеальной конкуренции. Фактически, рынок контролируется тремя нефтеперерабатывающими заводами, два из которых принадлежат национальной компании "Казмунайгаз" (КМГ), а третий является совместным предприятием КМГ и китайской компании.
В такой ситуации «либерализация цен» мало напоминает так называемый свободный рынок, а скорее выглядит как увеличение прибыли для уже существующих монополистов, которые и без того занимают доминирующие позиции на рынке. Возникает вопрос – не ведёт ли эта концепция либерализации к обогащению тех же самых олигархов из частных корпораций? Повышение цен на ГСМ, без сопутствующих мер по контролю за ценообразованием и предотвращению спекуляции, может привести к дальнейшему росту цен на товары и услуги, что снова негативно отразится на населении.
В заключение следует отметить, что заявления премьер-министра о привлечении инвестиций требуют более глубокого анализа и независимой оценки. Без прозрачных механизмов контроля любые заявления об эффективности программ "Тариф взамен на инвестиции" и либерализации цен выглядят как пропаганда без реального обеспечения благосостояния населения.
Ситуация во многом повторяет ту, что была десять лет назад при внедрении такой же точно программы и под тем же названием "Тариф взамен на инвестиции", которая привела к выведению огромных средств из энергетической отрасли в офшорные зоны и к тому, что граждане стали переплачивать за электроэнергию по два триллиона тенге в год, а все сети и ТЭЦ стали аварийными. История как известно повторяется…