В Казахстане наблюдается неуклонный рост цен на бензин, что вызывает обеспокоенность у населения и специалистов. По данным аналитического агентства Energyprom.kz, апрельские показатели продемонстрировали рост цен на топливо на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это свидетельствует о продолжающейся тенденции удорожания, которая уже ощутимо бьет по карманам казахстанцев.
Разберем детальнее динамику цен на различные марки бензина. Анализ показал, что за прошедший месяц цена на бензин марки АИ-95 и АИ-98 увеличилась незначительно, на 0,1%, в то время как АИ-92 подорожал на 0,4%. Однако, если рассматривать годовую динамику, картина несколько иная. Так, АИ-95 вырос в цене на 1,8%, АИ-98 – на 3,2%, а АИ-92 – на более ощутимые 4,3%. Это указывает на ускорение темпов роста цен на топливо в долгосрочной перспективе.
Региональная картина цен также неоднородна. Наиболее существенное подорожание наблюдается в Западно-Казахстанской области (ЗКО), где рост составил 4,8% в годовом исчислении. Следом идут Актюбинская область (+4,1%) и Шымкент (+3,1%). Эти регионы демонстрируют наиболее выраженный рост цен, что может быть связано с различными факторами, включая логистические затраты, уровень конкуренции на рынке и налоговую политику. В противовес этому, наиболее стабильная ситуация с ценами наблюдается в Алматинской (+0,9%), Акмолинской (+1,1%) и Жетысуской (+1,7%) областях, где рост цен был минимальным. В крупных городах – Алматы и Астане – рост цен составил 2,2% и 2,6% соответственно. Примечательно, что в Алматы зафиксирована самая высокая цена на бензин марки АИ-98.
Более подробный анализ данных Energyprom.kz показывает следующую картину: средняя цена литра АИ-92 в апреле составляла 205 тенге, АИ-95/96 – 264 тенге, и АИ-98 – 299 тенге. Однако, существуют значительные региональные различия. Так, самая высокая цена на АИ-92 была зафиксирована в Петропавловске (209 тенге), а самая низкая – в Атырау (195 тенге). Для АИ-95/96 самые высокие цены наблюдались в Талдыкоргане (274 тенге), а самые низкие – в Атырау (243 тенге). Что касается АИ-98, то Алматы лидирует по максимальной цене (315 тенге за литр), в то время как в Актобе цена была самой низкой (283 тенге). Эти колебания цен свидетельствуют о неравномерности развития топливного рынка в разных регионах страны, что требует дополнительного анализа и возможного государственного регулирования.
Нельзя не отметить, что на фоне роста цен на внутреннем рынке, Казахстан планирует импорт топлива из России. Ранее сообщалось о предстоящей закупке более полутора миллионов тонн бензина, керосина и дизельного топлива. Это решение, вероятно, направлено на стабилизацию цен и обеспечение достаточного объема топлива на внутреннем рынке. Однако, эффективность этой меры будет зависеть от множества факторов, включая объемы закупок, цены на топливо в России, и логистические возможности.
Интересно, что несмотря на закупку российского ГСМ в ряде националистических СМИ и в социальных сетях при этом не утихает антироссийская информационная кампания. При этом за период «независимости» в РК не построено ни одного нового НПЗ, а ежегодно декларируется о сотнях миллиардах якобы потраченных на «модернизацию» заводов, которые сразу же после этого вдруг закрываются на «ремонт».
К тому же оставшиеся нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы подлежат приватизации, что только усилит дефицит топлива внутри страны. В связи с этим возникает вопрос – кому выгоден этот топливный и энергетический кризис в стране? Не тем ли частным компаниям и олигархам, которые прибирают к рукам инфраструктуру, НПЗ, ГПЗ?