Несмотря на относительно низкие цены на бензин в Казахстане по сравнению со странами СНГ, в 2024 году наблюдается тенденция к их росту. Согласно данным Energyprom, среднее повышение за год составило 0,8%, что, тем не менее, незначительно по сравнению с колебаниями цен на мировом рынке нефти и влиянием геополитических факторов.
Разброс цен по регионам, однако, весьма существенен, что свидетельствует о влиянии локальных экономических условий, таких как налогообложение, логистика и уровень конкуренции среди АЗС.
Подробный анализ данных Energyprom показывает дифференциацию роста цен на различный марок бензин. АИ-92, наиболее распространенный вид топлива, подорожал незначительно – на 0,4% год к году. Более существенный рост зафиксирован для АИ-95/АИ-96 (+2,9%) и АИ-98 (+4,7%), что может быть связано с более высокой себестоимостью производства и большим спросом на эти марки премиального бензина.
Западный Казахстан, Шымкент и область Улытау стали регионами с наиболее значительным ростом цен, в то время как в областях Абай, Акмолинской и Туркестанской подорожание оказалось минимальным. Интересно отметить, что в Жетысуской области цены остались на уровне прошлого года, а в Алматинской области даже незначительно снизились.
Однако, самый значительный рост цен зафиксирован на АИ-98. Резкое повышение наблюдалось в Жамбылской (+12,4%), Карагандинской (+11,6%) и Павлодарской (+11,2%) областях. Такой значительный скачок цен может быть обусловлен несколькими факторами: ограниченностью поставок, высокими транспортными расходами, сезонным спросом или спецификой местного рынка. В противовес этому, в Актюбинской области рост цен на АИ-98 был минимальным (+1,1%), а в Жетысуской области цены вообще не изменились. Это подчеркивает неоднородность казахстанского рынка нефтепродуктов и зависимость от различных региональных факторов.
Средние цены по стране в декабре 2024 года составили: 203 тенге за литр АИ-92, 260 тенге за литр АИ-95/АИ-96 и 298 тенге за литр АИ-98. Заявление министра энергетики Саткалиева о предполагаемом повышении цен не более чем на пять тенге, с максимальной ценой в 210 тенге за литр, показывает стремление государства контролировать рост цен на бензин. Однако, реальные цены зависят от множества факторов, включая мировые цены на нефть, курс тенге, налоговую политику и эффективность работы транспортной инфраструктуры.
Правда в ближайшее время, по признанию самих властей, Казахстан ожидает резкий скачок цен на энергоносители, так как они якобы самые низкие. Правительство в рамках неолиберального курса отказывается от инструментов регулирования рынка и контроля за ценообразованием. Поэтому данные цифры за декабрь надо расценивать лишь как затишье перед бурей.