Заявление министра национальной экономики Казахстана Серика Жумангарина о влиянии повышения НДС на экономику страны вызвало широкий общественный резонанс и породило волну дискуссий среди экспертов. Министр признал, что повышение ставки НДС неизбежно повлечет за собой рост инфляции, оценив его приблизительно в 4,5%.
Это утверждение, хотя и кажется достаточно конкретным, на самом деле представляет собой лишь оптимистический прогноз, не учитывающий ряд существенных факторов. Повышение налоговой нагрузки на 4% для предприятий — это усредненное значение, скрывающее значительные различия между отраслями.
Например, сфера услуг, имеющая низкую себестоимость, сможет относительно легче перенести это повышение, переложив его на плечи потребителей. В то же время, отрасли с высокой долей затрат на производство, такие как сельское хозяйство или обрабатывающая промышленность, могут столкнуться с серьезными трудностями, приводящими к сокращению производства и, как следствие, к росту безработицы.
Распространение НДС на мелких предпринимателей, являющихся основой неформальной экономики Казахстана, представляет собой еще более серьезную проблему. Для многих из них, работающих на грани рентабельности, дополнительное налоговое бремя может стать непреодолимым препятствием. Это может привести к массовому закрытию малых предприятий, увольнению сотрудников и, что особенно опасно, к усилению теневой экономики.
Предприниматели, не в состоянии платить налоги, будут вынуждены работать "в серую", уклоняясь от налогообложения, что приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет и еще большему ухудшению экономической ситуации. Этот эффект "вытеснения" в теневой сектор может сильно исказить статистические данные, делая прогнозы еще менее точными и увеличивая риск непредсказуемых экономических потрясений.
Более того, необходимо учитывать косвенные эффекты повышения НДС. Рост цен на товары и услуги неизбежно приведет к снижению покупательской способности населения, что отразится на объемах внутреннего потребления. Это, в свою очередь, может замедлить темпы экономического роста и привести к снижению инвестиционной активности.
Таким образом, прогнозируемый рост инфляции в 4,5% может оказаться заниженным, а реальные последствия повышения НДС для экономики Казахстана могут быть гораздо более серьезными, чем предполагается в официальных заявлениях.
Получается вместо повышения налогов на крупный банковский капитал и добывающие компании мы видим обратную реакцию – перекладывание налогового бремени на реальный сектор экономики, находящийся в кризисе. В отношении иностранных инверторов власти отменили несколько лет назад обязательные экологические выплаты, дали им всевозможные транспортные и тарифные преференции.
Зато теперь в качестве «дойной коровы» объявлены МСБ и население, теряющее доходы. В итоге повышение НДС лишь разорит многих и снизит собираемость налогов в стране, что создаст условия для социально-экономической нестабильности.