В Казахстане ожидается значительное увеличение числа получателей адресной социальной помощи (АСП) в 2025 году. По данным вице-министра труда и социальной защиты населения Олжаса Анафина, количество получателей вырастет с 413,7 тысяч человек в 2024 году до одного миллиона человек в 2025 году.
Это свидетельствует о существенном ухудшении социально-экономического положения значительной части населения страны. Рост числа нуждающихся в АСП напрямую связан с ценовым ростом, особенно на коммунальные услуги, что влияет на прожиточный минимум и, соответственно, на определение черты бедности.
Программа АСП предназначена для поддержки малообеспеченных семей, чей среднедушевой доход ниже установленного порога бедности. Этот порог рассчитывается как 35% от регионального медианного дохода, но не может быть ниже 70% от регионального прожиточного минимума.
Важно отметить, что прожиточный минимум состоит из двух основных составляющих: продовольственной (55%) и непродовольственной (45%) частей. Повышение цен на коммунальные услуги, составляющие значительную часть непродовольственной части прожиточного минимума, неизбежно ведет к его росту. В свою очередь, это повышает порог бедности, и большее количество семей оказывается за чертой бедности, требуя государственной поддержки в виде АСП.
Министерство труда и социальной защиты населения заявляет о готовности к увеличению числа получателей АСП. Анафин подчеркнул, что всем казахстанцам, доход которых ниже черты бедности, будет оказана необходимая помощь. Однако, столь значительное увеличение числа получателей АСП предполагает колоссальный рост бюджетных расходов. В 2024 году на выплаты АСП было направлено 39,5 млрд тенге, что обеспечивало помощь 413,7 тысячам человек из 78,1 тысяч семей. В 2025 году планируется выделить 132,9 млрд тенге, что более чем в три раза превышает прошлогодние расходы.
Этот резкий скачок в финансировании АСП вызывает ряд вопросов. Во-первых, насколько эффективно используются выделяемые средства? Необходим строгий контроль за распределением и использованием бюджетных средств для исключения коррупционных схем и неэффективного расходования.
Во-вторых, увеличение числа получателей АСП свидетельствует о наличие в стране системной бедности, которая только разрастается. Необходимо не только оказывать адресную помощь, но и стимулировать экономический рост, создавать новые рабочие места, развивать инфраструктуру и повышать уровень жизни населения.
В-третьих, важно постоянно корректировать методику расчета прожиточного минимума и порога бедности с учетом инфляции и изменений в структуре потребительских расходов.
Проблема как раз заключается в том, что правительство так и не разработало долгосрочную стратегию, направленную на снижение уровня бедности и повышение качества жизни населения. Более того, курс на окончательную либерализацию экономики, отказ от регулирования цен и программа тотальной приватизации означает дальнейшее сокращение рабочих мест, уменьшение государственных прибыльных активов, что говорит о временности режима АСП, так как вскоре просто у правительства не будет средств для осуществления такой масштабной помощи.
Соответственно можно сделать вывод, что это лишь отвлекающий манёвр на фоне непопулярных антисоциальных реформ, роста инфляции и обесценивания тенге, чтобы только на время успокоить низы казахского населения.