Заявление политолога Петра Своика о нереалистичности планов Казахстана по удвоению ВВП к 2029 году и, тем более, Национального инфраструктурного плана, заслуживает подробного анализа. Ключевой аргумент Своика – недостаток финансовых ресурсов для реализации амбициозных проектов.
План предусматривает инвестиции в размере чуть более 40 триллионов тенге, из которых подавляющая часть (почти 40 триллионов) приходится на внебюджетные частные инвестиции, привлеченные, предположительно, через механизм "тариф в обмен на инвестиции". Этот механизм предполагает компенсацию инвестиций за счет повышения тарифов на услуги ЖКХ, энергетики и транспорта.
Однако, Своик справедливо указывает на фундаментальную проблему: недостаток ликвидности в казахстанской экономике. Общая сумма денежных средств на банковских счетах юридических и физических лиц составляет менее 30 триллионов тенге. Это существенно меньше суммы, необходимой для реализации инфраструктурного плана. Следовательно, основной источник финансирования – частные инвестиции – просто не существует в достаточном объеме. Заявленные инвестиции предполагают значительное увеличение привлеченного капитала, что представляется крайне маловероятным, учитывая текущее состояние экономики.
Необходимо учесть и другие факторы, усугубляющие ситуацию. "Вывозная" экономическая модель Казахстана, ориентированная на экспорт сырья, имеет ограниченные возможности для внутреннего накопления капитала. Высокая зависимость от цен на нефть и другие сырьевые товары делает экономику уязвимой перед внешними шоками, что может привести к резкому снижению инвестиционной активности. Кроме этого по другим данным из Казахстана, наоборот, происходит отток капитала.
Кроме того, эффективность механизма "тариф в обмен на инвестиции" вызывает серьезные вопросы. Повышение тарифов может спровоцировать социальную напряженность и снизить потребительский спрос, что негативно отразится на экономическом росте.
Более того, реализация масштабных инфраструктурных проектов требует не только финансовых ресурсов, но и высококвалифицированных специалистов, современного оборудования и эффективной системы управления. Дефицит любого из этих факторов может свести на нет все усилия. Необходимо также учесть риски, связанные с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств.
В целом, заявление Своика о нереалистичности планов удвоения ВВП и реализации инфраструктурного плана представляется весьма обоснованным. Для достижения поставленных целей необходимо отказаться от курса по либерализации экономики и тотальной приватизации с передачей последних государственных активов в руки иностранных корпораций и новоявленных олигархов. Дерегулирование экономики и отказа от механизмов государственного контроля над ценообразованием топлива и в сфере энергетики не только не удвоит ВВП, но и не спасёт вывозную сырьевую модель экономики, которая стремится в пропасть.