Агитация за либерализацию и приватизацию продолжается. Аргументы, к которым прибегают порой, — ложь.
Председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова заявила недавно, что инвесторы уходят из Казахстана. Сказано это было на форуме Ассоциации финансистов Казахстана "Финансовый сектор Казахстана: 25 лет стратегических вызовов".
"К сожалению, я слышу комментарии именно от иностранных инвесторов, что им, наверное, легче выйти из Казахстана и инвестировать в Узбекистан.
Я была 2-3 мая в Ташкенте на большом инвестиционном форуме, так как вхожу в совет иностранных инвесторов при президенте Узбекистана.
Ко мне подходили представители зарубежных компаний, которые сегодня работают в Казахстане, и они говорят: нам все сложнее и сложнее разговаривать с правительством. Сложнее понимать наше антимонопольное законодательство, налоговое законодательство.
И мы, наверное, будем переносить, вплоть до выхода своего бизнеса из Казахстана в Узбекистан, так как здесь больше преференций, быстрее принимаются решения на уровне правительства. К сожалению, инвестклимат в Казахстане сжимается", -сказала Шаяхметова.
Остается пожалеть несчастных иностранных инвесторов, которых порядки Казахстана (конечно, небезупречные) задушили до того, что они бегут из страны.
Создается ощущение будто деньги только и выводятся вон, тогда как прямые капиталовложения должны при этом постоянно снижаться.
А раз это так, то надо срочно всё приватизировать и получить повышение рейтинга по индексу ведения бизнеса от Всемирного банка из США, хотя Казахстан имел там 25-ю позицию — очень высокую, выше чем у Китая или России.
Проблема в том, что существует статистика.
Согласно отчету Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), за последние 20 лет Казахстан продемонстрировал рост чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на 83%, достигнув 6,1 млрд долларов.
Страна вошла в число 50-ти крупнейших стран мира по притоку ПИИ, став лидером среди транзитных экономик, среди 15 постсоветских стран и среди 32 развивающихся стран, не имеющих выхода к морю.
Казахстан может иметь меньшую динамику экономического развития, чем Узбекистан по двум причинам:
- там позднее начались упрощающие жизнь предприятиям реформы и ещё недостаточно использованы возможности стартового роста;
- там избыток рабочей силы, при её огромной концентрации, и она ещё не вполне задействована.
Но инвесторы отнюдь не бегут из страны. По итогам 2022 года валовый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан составил 28 млрд долларов, что на 17,7% больше 2021 года (23,8 млрд долларов).
Показатель стал рекордным за последние 10 лет (в 2012 году – 28,9 млрд долларов). Планы правительства на 2023 год составляли 24 млрд долларов.
По итогам I полугодия 2023 года валовый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан составил 13,3 млрд долларов. По итогам года можно считать планы выполненными.
Однако, проблема остается. Иностранный бизнес хотел бы, как и местные финансовые акулы, получить новые возможности заработать ничего нового не создавая.
Это желание находится в противоречии с идеей президента развить в Казахстане обрабатывающую промышленность.
Противоречит этому и вся политика так называемой рыночной либерализации, поскольку легкая покупка готового у государства — особенно его долей в добыче полезных ископаемых есть откровенно хищная форма бизнеса.
Развитию страны она не помогает, а население богаче не делает.
Но есть в словах Шаяхметовой важное рациональное зерно. Иностранцы, по её словам, недовольны борьбой с монополиями в стране.
Но без своих монополий в производстве страна никогда не получит шанс выйти на мировой рынок со сложными продуктами и эффективно конкурировать с чужими монополиями.
Впрочем, тут сразу встает вопрос: как можно одновременно строить монополии при сильном государстве-контролере и ослаблять его в экономике?
Источник: телеграм-канал «Злобная татешка»