Транснациональные корпорации – инструмент империалистической неоколониальной эксплуатации
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...
Правительство Казахстана приняло решение о последнем этапе либерализации экономики и приватизации, а президент Касым-Жомарт Токаев подписал соответствующий указ, что ведёт к господству иностранных корпораций и новых олигархов, а также к изъятию у народа его национальных богатств.
Приватизация, несомненно, оставила неизгладимый след в истории Казахстана, став синонимом массового обнищания, оттока капитала, девальвации тенге и стремительного роста безработицы. На этом тревожном фоне правительство вновь выдвигает идею либерализации экономики, которая вызывает смешанные чувства и опасения у многих граждан.
В отличие от предыдущих рыночных реформ, нынешние преобразования предполагают окончательную экономическую либерализацию, что открывает широкие двери для олигархов и западных корпораций приобретать национальные активы. Уже анонсирована передача месторождений редкоземельных металлов американским, британским и европейским компаниям, в их руки передаётся вся транспортная и портовая инфраструктура на Каспии.
Другие активы КазМунагГаза, транспортных и энергетических компаний попадут также в руки иностранных и местных дельцов, только уже из списка приближённых к действующему президенту лиц.
Такая концентрация ресурсов в руках узкого круга является продолжением прежней политики Назарбаева по превращению Казахстана в окончательную колонию развитых капиталистических держав и в плутократию, когда богатые обогащались за счет государства, а не путем создания новых производств и развития экономики.
Даже некоторые провластные депутаты Мажилиса предостерегли правительство от радикальной либерализации и подчеркнули необходимость пересмотра подходов к управлению экономикой. В частности, они предостерегли от кулуарных сделок, которые в прошлом приводили к распродаже инфраструктуры, объектов здравоохранения, образования и стратегических предприятий по заниженным ценам. Они справедливо опасаются, что такая приватизация может повториться, вновь обогатив узкую элиту за счет национального достояния.
Правда они также выдвинули традиционный неолиберальный постулат о том, что государство не должно конкурировать с бизнесом. Однако возникает вопрос: к какому государству они подразумевают это утверждение? США, Великобритания и другие развитые капиталистические страны активно участвуют в экономике, предоставляя услуги и конкурируя с частным сектором, чтобы обеспечить благополучие своих граждан. Неясно, почему в Казахстане государство должно быть лишено такой же роли.
Проблема же «неэффективности» и коррупции госаппарата, на которую сетуют депутаты, является результатом коммерциализации бюрократии и культа обогащения в обществе. Чиновники берут взятки не только потому, что они жадны, но и потому, что знают, что могут безнаказанно получать дополнительные доходы. Решение этой проблемы требует не ослабления государства, а укрепления правовых механизмов и повышения прозрачности деятельности государственных органов.
В итоге проводимая либерализация превратилась в обогащение немногих сначала в окружении Назарбаева, а теперь и окружения Токаева, что приведет к дальнейшему углублению социального неравенства и ухудшит качество жизни большинства граждан страны. Приватизация, которая привела к массовой бедности и коррупции при «старом» Казахстана, теперь повторяется и при «новом», показывая всем, что никаких отличий между ними не было и нет, кроме передела собственности и власти между группировками правящего класса.
Указ президента 542: Переход к неолиберализму в Казахстане
8 мая 2024 года президент Республики Казахстан подписал Указ № 542 "О мерах по либерализации экономики", который вступил в силу с момента подписания. Этот указ представляет собой смелый шаг в сторону неолиберальной экономической модели, заключающейся в приватизации государственных активов, дерегулировании и сокращении роли государства в экономике. Указ направлен на "создание благоприятного инвестиционного климата" и "повышение конкурентоспособности экономики".
Меры по приватизации.
Указ предусматривает ряд конкретных мер по приватизации государственных активов:
1. Мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора. До 31 декабря 2026 года запрещается создавать новые государственные или квазигосударственные предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законом или прямых поручений президента.
2. Ревизия государственных активов. В течение 2024 года будет проведен перепись всех государственных и квазигосударственных активов. Результаты переписи будут занесены в Единый публичный реестр учета государственного имущества.
3. Создание Национального офиса по приватизации. Агентство по защите и развитию конкуренции РК при участии независимых экспертов создаст Национальный офис по приватизации. Офис подготовит государственные активы к приватизации и должен предоставить соответствующие отчеты до 31 декабря 2024 года.
4. Предотвращение монополизации. Приватизация будет проводиться таким образом, чтобы избежать создания казахстанских монополий, за исключением естественных монополий, таких как коммунальные предприятия. Предполагается, что иностранные компании смогут участвовать в приватизации и создавать конкуренцию на казахстанском рынке.
5. Массовая приватизация. До 31 декабря 2028 года планируется завершить массовую приватизацию государственных активов, за исключением стратегических объектов. Приватизация будет осуществляться за счет собственных и заемных средств частных инвесторов без привлечения государственных или квазигосударственных средств.
Параллельно с мерами по приватизации указ предусматривает отказ государства от вмешательства в экономику:
1. Дерегулирование. Будут отменены или упрощены избыточные и обременительные нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
2. Сокращение государственных расходов. Указ предусматривает сокращение расходов государственного бюджета за счет оптимизации неэффективных программ и сокращения субсидий.
3. Правительство будет реализовывать меры по улучшению инвестиционного климата, такие как упрощение процесса получения разрешений западными компаниями, обеспечение защиты иностранных инвестиций и создание единого окна для инвесторов.
4. Развитие частного сектора. Указ поддерживает развитие частного сектора как основного двигателя экономического роста. Правительство будет оказывать содействие частным предприятиям путем предоставления налоговых льгот и доступа к финансированию.
Указ 542 вызвал уже негативные оценки. Многие уже выражают обеспокоенность по поводу потенциального негативного воздействия приватизации на социальные программы, экологию и экономическую стабильность.
Указ 542 соответствует общей тенденции к неолиберализму во многих странах мира. Сходные меры по приватизации и дерегулированию были приняты в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Однако в каждом конкретном случае результаты этих мер различаются, что подчеркивает необходимость тщательной оценки и мониторинга их воздействия.
Указ 542 знаменует собой окончательный шаг в сторону колониальной неолиберальной экономической модели в Казахстане в интересах американского, британского и европейского капитала, а также олигархов из окружения уже действующего президента.
Такая приватизация лишает казахстанцев государственных активов и месторождений редкоземельных металлов и других стратегических материалов, которые уходят в руки местных и иностранных дельцов. В итоге все надежды на улучшение жизни миллионов окончательно рухнули, как и миф о неком «новом» Казахстане.
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Представляем вниманию читателей текст доклада Айнура Курманова, сопредседателя Социалистического...
1 сентября в своём послании президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо выделил необходимость...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...