Дмитрий Бурминский: Ленин и «Империализм…» в 21 веке.
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Тема материала — это анализ и своеобразный прогноз для нашего краткосрочного будущего. В современном мире, технологические инновации и автоматизация вошли в нашу жизнь и значительно облегчили рутинные задачи как в работе, так и в обычной жизни. Поэтому возникает ощущение, что человеческий труд на грани исчезновения. Многие говорят о том, что роботы и искусственный интеллект полностью заменят человека на производстве, в сфере услуг, интеллектуальном творчестве. Однако реальность не столь однозначна. Рабочий класс, вопреки пессимистическим прогнозам, которые любят транслировать падки до сенсации СМИ не исчезнет, и в этом докладе мы рассмотрим причины такого утверждения.
Научно – технический прогресс, задачей которого является улучшение жизни человека, порой вызывает у некоторой части общества опасения. Эти опасения перед чем-то новым, имеют исторические корни. Каждый новый виток инноваций в истории человечества, всегда встречался с насторожённостью определенной частью общества.
В 21 веке, рост роботизации производства, развитие систем искусственного интеллекта породили и страхи перед прогрессом. И эти страхи можно условно выразить так: роботы полностью заменят человека на производстве и тем самым исчезнет рабочий класс, а искусственный интеллект заменит людей в сферах ИТ, науки и культуры, тем самым уничтожив средний класс.
Причём популяризаторы от науки, сеют панику, часто утверждая, что полная замена человека машиной произойдёт в ближайшие десятилетия. Вот основные «страшилки» о которых пишут горе-футурологи.
Страшилка первая. В ближайшие годы человека в сельском хозяйстве заменят роботы
Труд в сельхозе, наиболее тяжёлый и на данный момент, наименее роботизированный. Но, в прессе, часто можно прочесть вот такие статьи:
В Японии стартует программа постепенной замене выходящих на пенсию фермеров на роботов и беспилотную сельскохозяйственную технику… планируется потратить 37 миллионов долларов в год, чтобы внедрить роботов на ферме.. так же идёт разработка автономных тракторов которые можно использовать на рисовых полях…
Подобный робот сельхозрабочий обойдётся примерно в 10 тысяч долларов и он точно не сможет делать некоторые виды работ, что может сделать человек. Так как фермеров в Японии около 3 миллионов, то понадобятся сотни лет, чтобы полностью заменить всех фермеров на роботов. Безработица японским крестьянам явно не грозит. И это в Японии, где уровень кибернизации значительно выше, чем в других странах. К примеру Китай и Индия, два основных производителя продовольствия в мире, не то, что в роботах, в простых тракторах нуждаются. В Китае 40% работ в сельском хозяйстве проходят вручную. В Индии, в сельском хозяйстве занято 60% населения, и часто они используют методы и средства труда, как и тысячелетие назад. В большинстве стран, сельское хозяйство наименее индустриализовано, так что крестьяне, при роботизации, точно не останутся без работы в ближайшие двести лет.
Если взять такую отрасль в сельском хозяйстве как животноводство, то и в нем, уровень автоматизации до сих пор не очень высок. Выпас скота, происходит всё тем же способом, что и при Гильгамеше – посредством человека и собаки. Даже в развитой капиталистической стране как Англия, фермеры, занимающиеся выпасом овец, до сих пор используют собак породы колии, а не какие-либо дроны.
Страшилка вторая. Человека заменит робот на предприятии
Правительство Китая в 2015 году пошло на эксперимент в городе Дунгуань, где на 500 заводах заменить 30 тысяч работников на роботов. Предполагалось потратить на это 4,2 млрд долларов. Однако до сих пор, эксперимент так и остался экспериментом. Заменить такое количество рабочих не удалось даже при огромных вложениях в робототехнику. Но зато в том же Китае, локально у компании, производящей сотовые телефоны, замена сотрудников роботами все же прошла успешно.
Компания Changying Precision Technology заменила 650 сотрудников на 60 роботов. Работая 24 часов в сутки семь дней в неделю, роботы произвели в три раза больше деталей, и сделали это гораздо качественнее высококвалифицированных рабочих. Процент брака в продукции завода после автоматизации производства сократился со
свыше 25 % до 5 %.
Пресса тут же раструбила, что «если эксперимент в Дунгуане завершится успехом, это может привести к повсеместной роботизации производств, и количество уволенных людей пойдет на миллионы». Однако в реальности не произошло и этого. Сократить ещё людей, заменив их роботами не получилось. Персонал, который будет следить и ремонтировать роботов оказался всё же нужен. Потому, что при увеличении количества роботов, нужно было увеличивать и количество людей, занимающихся их обслуживанием. В компании посчитали, что при увеличении роботов до 1000 штук, им придётся нанять около 300 человек, для их обслуживания, а при увеличении роботов до двух тысяч, придётся дополнительно нанимать ещё человек 400. То есть на предприятии рабочих станет ещё больше, чем уволили в начале эксперимента.
Чем закончился эксперимент неизвестно. Информация о данном предприятии после коронокризиса вообще исчезла из СМИ и скорее всего потому, что полностью заменить человека машиной не получилось.
Давайте допустим, что эксперимент с заменой 30 тысяч рабочих всё же закончится успехом. Соответственно, эти заводы начали бы выпускать в три раза больше продукции. Но для этого им понадобится в три раза больше сырья, а работы в отраслях, где сырьё добывают и производят первичную обработку, пока выполняют отнюдь не роботы. Значит, там придётся нанимать дополнительных рабочих. И если их понадобится не 30 тысяч, а несколько меньше (в действительности же их, скорее всего, понадобится больше, поскольку степень автоматизации в добывающих отраслях, как правило, ниже, чем на этапах конечной обработки), то придётся нанять новых работников. И скорее всего значительно больше, чем 30 тысяч.
Так же встанет вопрос – куда девать столько произведённого роботами товара? Ведь его не для того производили, чтобы раздавать даром. Ведь сокращение рабочих мест, это в первую очередь сокращение людей с заработными платами. Капиталист всегда хочет экономить на зарплате. Но оставив без неё людей, он лишится и платёжеспособного спроса. Внутренний рынок просто рухнет. Отправлять весь товар за рубеж, при огромном количестве безработных в своей стране, закончится тем, что оголодавшие рабочие ворвутся на предприятия и в лучших традициях луддитов, натянут роботам систему оптического видео на механизм их заднего электродвигателя.
Стоит также заметить, что после экономического кризиса 2008 года, Китай как раз переориентировался на развитие своего внутреннего рынка, всячески развивая платёжеспособный спрос своего населения.
Под конец этой «пугалки» можно заметить, что наиболее технологическая компания Эйпл, предпочитает, чтобы её самые совершенные и самые дорогие гаджеты собирались вручную. И я мало сомневаюсь, что у этой компании нет денег для внедрения роботов в своё производство.
Страшилка третья. Роботы вытеснят прекариат.
Прекариатом в последнее время называют класс временных, нестабильных работников. В него включают работников сферы обслуживания, кассиров, курьеров, фрилансеров, контрактников и работников на низкооплачиваемых должностях.
Начнём с работников гипермаркетов, коим прочили полное исчезновение с внедрением интернета. Переход к интернет-торговле, мог уничтожить сотни мест для кассиров и работников магазинов. Но этого так же не произошло. И не произошло потому, что управление гипермаркетами с помощью искусственного интеллекта оборачивается тем, что в дополнение к интернет-гипермаркету нужно иметь десятки, а то и сотни курьеров для доставки купленных продуктов. К сожалению, у нас нет никаких цифр по этому поводу, но очень сложно представить, что для того, чтобы заменить одного кассира, который в обычном гипермаркете обслуживает в среднем, допустим, 1 покупателя в минуту, понадобится меньше курьеров в интернет-гипермаркете.
Лет 10 назад, вся та же пресса громко трубила, что курьеры-доставщики будут полностью вытеснены дронами и исчезнут, как в своё время исчезли извозчики с их лошадями. Но прошло время, и курьеры никуда не исчезли и их стало больше. В настоящее время лишь в двух странах, активно ведутся эксперименты по замене курьеров дронами это США – компания Амазон и Россия – компания Яндекс. Но и в той и другой стране, дроны доставщики функционируют в очень малом количестве. Города, в которых они работают можно пересчитать по пальцам. И здесь вопрос не в том, что не хватает денег у компаний, которые их внедряют, а в окружающей среде. В США дроны доставщики часто становятся жертвами любопытных ворон, из-за которых происходят аварии. В России, роботы Яндекса, просто застревают в сугробах или не могут проехать по улицам из-за их плохого качества. В интернете есть сотни видео столкновений с воронами или как жители Москвы вытаскивают роботов Яндекса из сугроба, или помогают ему пересечь дорогу. Живой курьер на велосипеде или мотороллере, значительно быстрее и мобильнее, чем любой дрон. И он менее подвержен угрозе быть сбитым вороной или стаей собак.
Если говорить о творческих профессиях, например дизайнерах, художниках, писателях и журналистах, то в последнее время, после появления систем ИИ наподобие чата ГПТ, Копилота или Леонардо им тоже прочили исчезновение. Пресса активно вещает, что ИИ пишет книги и рисует за секунды картины, пишет письма и даже выдаёт программный код. Но особых успехов в замене человека ИИ так же нет. Да, системы ИИ могут автоматизировать рутинные вещи – написать небольшое письмо, придумать поздравление, нарисовать карикатуру. Я сам часто пользуюсь этими сервисами, чтобы сэкономить время. Но ИИ ещё не написал ни одного произведения уровня Стивена Кинга, не говоря уже о Льве Толстом. Ни один ИИ не смог нарисовать картины уровня Да Винчи. Тот же ИИ помогая журналистам, не смог самостоятельно, без промтом получаемых от человека написать серьёзную аналитическую статью. Он может помочь в обработке данных, но создать полнофункциональную программу, без человека он так же не может. Вытеснение человека из творческих специальностей, вообще невозможно в ближайшие лет 100.
Все эти страхи, что машины полностью вытеснят рабочих базируются на совершенно неверном представлении о природе капиталистического производства. Представляется, что при капитализме, как и при феодализме, рабовладении или первобытном строе, производятся предметы потребления. Производство последних, кстати, очень даже просто можно автоматизировать практически без остатка, притом уже достаточно давно. Но в том то все и дело, что целью капиталистического производства является отнюдь не удовлетворение человеческих потребностей, а постоянное самовозрастание стоимости, которое выражается в качестве ключевого признака капитализма «стремлении к бесконечному накоплению капитала — накоплению капитала ради накопления капитала». В этом смысле формула «деньги делают деньги» отражает суть дела куда лучше, чем наивные представления о том, что капиталистическое производство является производством ради потребления. Удовлетворение человеческих потребностей — не цель капиталистического производства, а только средство для ее достижения. В том смысле, что заставить людей работать на самовозрастание капитала нельзя иначе, как только поставив их в такие условия, когда средства к жизни они могут получить только в обмен на предоставление своей способности к труду в распоряжение собственников средств производства.
Современный капиталистическая экономика, как это ни странно, включает в себя не только стремление к автоматизации производства, но и стремление к использованию давно отживших экономических укладов. Капитализм возрождает самые архаичные способы производства. В современном глобальном мире, мы видим, что рядом с роботом уживается и раб. Использование рабского труда, играет серьёзную роль в функционировании самых передовых отраслей капиталистической экономики. Можно сказать, что часть современной капиталистической экономики, держится на рабстве.
По данным Международной организации труда (МОТ), за последние пять лет значительно возросло число случаев принудительного труда. К 2024 году, количество рабов составило около 55 миллионов человек. При том, что ещё в 2006 году их было около 12 миллионов. По данным организации Анти-Славери, каждый год в рабство продаётся от 500 до 600 тысяч человек. Если дело пойдёт такими темпами, то футурологам в скором времени придётся рассуждать не о вытеснении роботами рабочих, а о замене свободного труда рабским.
Использование рабского труда происходит не только в странах третьего мира. Рабский труд процветает не только на колтановых или алмазных рудниках в Африке. Он существует и в развитых странах. К примеру, воротилы секс-индустрии в ЕС, используя секс-рабство, получают прибыль равную 30 млрд долларов в год. Что значительно больше, чем правительства этих стран, вкладывают в развитие робототехники.
Не стоит забывать и о тенденциях переноса производств из развитых стран в страны третьего мира. Капиталу выгоднее использовать дешёвый труд, чаще всего даже рабский, чем автоматизировать производство и внедрять роботов в своих странах.
Чем больше идёт технологическое развитие капиталистической системы, тем больше капитализм предпочитает потреблять формы архаичного труда. На данной ступени развития, переживать нужно не за то, что робот заменит рабочего, а за то, что свободного рабочего вытеснит раб.
Так что разговоры об исчезновении рабочего класса, это всего лишь выдумка фантазёров, которые хотят пощекотать нервы обывателю. Сам процесс капиталистического хозяйствования говорит об обратном. Рабочий класс не сокращается, а растёт. И рано или поздно, он станет могильщиком капитализма. В противном случае, мы окажемся не только в цифровом концлагере, а в самом настоящем рабстве.
Дмитрий Бурминский
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
«Вы на самом деле верите в революцию?» - с этим вопросом, наверное, сталкиваются не только...
В минувшую субботу 16 июля по инициативе Международной коалиции по запрещению биологического...