ВЫСТУПЛЕНИЕ Д. КУЦУМБАСА — ГЕНСЕКА ЦК КПГ, ПОСВЯЩЁННОЙ 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Представляем вниманию читателей доклад сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Айнура Курманова на онлайн-конференции "Рабочее движение, антиколониальная борьба народов и Октябрьская социалистическая революция", прошедшей 7 ноября.
Редакция
Правильная национальная политика большевиков привела к победе ВОСР, к отражению иностранной интервенции 14-ти капиталистических держав и к поражению контрреволюции и белых армий, которые не нашли поддержки и опоры у народов, населявших окраины бывшей империи.
Важным вкладом в дело освобождения мусульманских народов Востока и азиатских окраин Российской Империи стала принципиальная позиция большевиков в деле предоставления им всех равных прав и свобод и в призыве к освобождению их от пут колониального угнетения. В Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г. и в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября (3 декабря) 1917 г. Советская власть провозгласила отказ от империалистической политики, проводившейся царским и Временным правительствами, и заявила о желании строить отношения с колониальными и зависимыми народами на началах равноправия и взаимного уважения. Оба документа оказали огромное влияние на мусульманское население, как на территории бывшей Российской империи, так и в исламских странах.
Джон Хоскинг пишет: «Мусульман приводили в ярость колебания Временного правительства, отклонившего требование Всероссийского Съезда мусульман о создании их собственных системы образования, религиозных и военных институтов. Как бы в противоположность деятельности Временного правительства, большевики начали свою восточную политику декларацией “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”…».
Возвращение мусульманам списка Корана халифа Османа (конфискованного в свое время царскими властями) на съезде мусульман в Петрограде в декабре 1917 г., мечети Караван-Сарай в Оренбурге и башни Суюмбике в Казани, а также другие подобные жесты на Кавказе и в Средней Азии произвели должное впечатление на колеблющуюся часть мусульман. Проводились съезды мусульман, на которых революционеры — большевики, левые эсеры, левые джадиды — сидели рядом с муллами. Нередко в пропаганде большевиков проводился тезис о совместимости и взаимодополняемости шариата и коммунизма. Ввиду этого часть мусульманского духовенства даже выдвинула лозунг “За советскую власть, за шариат!”».
Первыми национальными административно-территориальными образованиями РСФСР стали именно республики мусульманских народов. В 1918–1921 гг. были образованы (в хронологической последовательности) Туркестанская, Башкирская, Татарская, Киргизская (с 1925 г. — Казахская), Горская, Дагестанская (две последние — одновременно) и Крымская автономные советские социалистические республики. В 1920 г. на территории бывшей Российской империи в Средней Азии возникли Хорезмская и Бухарская народные республики, в Закавказье — Азербайджанская ССР.
Не вызывает возражений следующее мнение Дж. Хоскинга: «Взаимоотношения большевизма с исламом были противоречивыми. Атеизм марксистов не совместим со строгим монотеизмом ислама в принципе. Тем не менее, многие политически активные мусульмане примкнули к тем или иным социалистическим течениям за последние десять лет перед (Октябрьской. — А.К.) революцией. Отчасти это объяснялось сугубо прагматическими соображениями: после событий 1905 г. мусульмане увидели в социализме политическое течение, способное организовать подпольную партию, мобилизовать массы и создать реальную угрозу правительству их угнетателей… Но было и еще одно соображение основополагающего значения, сделавшее возможным принятие социалистических идей мусульманской интеллектуальной элитой: социалистическая теория обещала им братство и равенство всех народов в борьбе с западным империализмом».
Огромная агитационная деятельность большевиков, их политическая принципиальность в деле предоставления независимости всем народам и их борьба против империализма и колониального угнетения создали условия для быстрого распространения влияния и организаций РКП(б) в среде мусульманских и «туземных» народов. Их гибкая политика и декларации о свободе совести, сформировали прочную основу для Советской власти во всех восточных и азиатских окраинах Империи. Кроме этого, это означало на практике получение большевиками военной и политической силы в борьбе против контрреволюции и иностранной интервенции Германии, Турции и стран Антанты.
Так в июне 1918 в Казани на I Конференции мусульманских коммунистов, организованной Центральным мусульманским комиссариатом, была учреждена Российская Мусульманская Партия Коммунистов (РМПК). Новая партия входила на федеративных началах в состав РКП(б) до марта 1919 года. Лидерами РМПК были М. Вахитов, М. Султан-Галиев и Б. Мансуров. По решению I Съезда коммунистов-мусульман в ноябре 1918 партия была преобразована в мусульманские комитеты РКП(б). Еще ранее, 15 февраля 1918 г. коллегия Наркомата по делам национальностей решила, что возможно создание национальных частей, после чего Сталин разрешил формировать мусульманские части Красной Армии. Наибольший эффект эта политика большевиков дала в Поволжье, на Урале и в Сибири, меньший — в Крыму и на Северном Кавказе.
20 ноября 1918 года приказом № 276 председателя Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкого при нем была учреждена Центральная мусульманская военная коллегия во главе с М. Султан-Галиевым. В конце 1918 – начале 1919 г. Центральное бюро коммунистических организаций народов Востока направило своих представителей в районы скопления военнопленных и других категорий турецкого населения. Главным лозунгом в их деятельности был призыв «Организуйтесь и зажигайте пожар социальной революции в Турции!». Это еще раз показывает, какое внимание большевики уделяли делу развития мировой революции в сопредельных мусульманских странах и в колониях европейских империй.
Данная линия нашла свое более сильное отражение и окончательное организационное оформление в работе Бакинского съезда народов Востока, состоявшегося в сентябре 1920 года и о котором мы скажем подробнее чуть позже.
Наконец, правильная позиция большевиков в национальном вопросе привела к победе Советской власти в гражданской войне. Важнейшим фактором стало отношение к воюющим сторонам народов Поволжья и Урала, которые не поддержали как «демократическую контрреволюцию» в лице меньшевистско-эсеровского Комуча и Директории в 1918-м, так и белогвардейское правительство Колчака в 1919-м. Более того, на территориях, где проживали эти народы, возникали постоянные восстания, создавались зеленые и красные повстанческие отряды. И напротив, районы и губернии с «инородцами» стали базой для пополнения войск Красной Армии и опорой Советской власти. По сути, это и определило поражение белых.
Отказ деятелей контрреволюции и белого движения дать широкую национальную автономию и признать независимость окраин бывшей империи, привело к отпадению от их лагеря даже татарских, башкирских и казахских буржуазных националистов, и интеллигенции. И наоборот провозглашение большевиками и Советским правительством полных свобод для всех народностей, и предоставление права на культурную и политическую автономию и на возможное отделение в качестве независимых государств, привело к успешным переговорам с представителями националистических партий, которые в итоге поддержали красную Москву.
Например, с приходом к власти в белом движении адмирала Колчака в конце 1918 года казахские автономисты потеряли всякую надежду на сохранение казахской независимости и начали искать пути для переговоров с побеждающей Советской властью. Со стороны нового режима была проявлена заинтересованность в сотрудничестве с националистической партией «Алаш», которая контролировала большинство казахского населения. 5 ноября 1919 г. Реввоенсовет за подписью командующего М. Фрунзе объявил амнистию «Алаш-Орде», освободив от ответственности всех бывших вооруженных противников. В 1920 г. «Алаш-Орда» вошла в состав Киргизского (Казахского) революционного правительства с утратой всех своих ранее принятых законов, и, как таковая, партия закончила свое существование.
Отсутствие у лидеров белого движения внятной политики в отношении религиозных и национальных меньшинств, способствовало росту популярности большевиков. Так, в Крыму татарская партия «Милли-Фирка» некоторое время сотрудничала с Деникиным, но он разогнал созванный ею курултай (национальное собрание), чем решил пресечь всякие попытки создания крымской автономии. В результате, в Крыму возникли подпольные отряды мусульман под руководством «красно-зеленого» бюро РКП(б), а при освобождении Крыма от Врангеля в ноябре 1920 г. в составе войск М.В. Фрунзе действовал конный полк крымских татар. Также как ранее роспуск Колчаком мусульманских воинских формирований привел в начале 1919 г. к переходу многих их участников на сторону большевиков.
Похожие процессы происходили и на Кубани и Северном Кавказе, где неминуемо происходил раскол и затем прямое противостояние части казачества, настроенного на создание автономной республики, и горских народов с армиями Деникина, а затем и Врангеля в 1918-1920 годах, что и стало причиной крушения тыла, а затем самого фронта контрреволюционных сил юга России. В такую же ловушку попали белые армии и на Украине, воюя с войсками Петлюры, а также отказавшись признать появление независимого Польского государства.
Именно нежелание победы монархически настроенных белых русских генералов, стало важным в решении «начальника» Польши Пилсудского отказать в военной поддержке походу Деникина на Москву осенью 1919 года. Это и дало возможность большевикам стянуть силы Красной Армии с западных границ РСФСР и сосредоточить их для разгрома бело-казачьих банд атамана Мамонтова. В свою очередь поход польских войск уже весною 1920 года и оккупация части Украинской ССР и Белорусской ССР также обернулось поражением для них из-за национального подавления и притеснения белыми панами украинцев и белорусов.
Сегодня мало освещается и важность для военной победы Советской власти участия в составе Красной Армии (РККА) национальных и интернациональных частей корейских и китайских рабочих, воевавших на всех фронтах, латышских, эстонских и финских полков, башкирской конницы и татарских бригад, а также подразделений из числа бывших немецких и австро-венгерских военнопленных.
Национальные секции РКП(б), в том числе из числа немецких и венгерских военнопленных, сыграли выдающуюся роль в формировании кадровых основ разных коммунистических партий, например, Венгерской, которая во главе с Бела Куном уже в марте 1919 года приняла участие в формировании Советской республики в Будапеште. Поэтому это еще раз говорит о неотделимости для большевиков вопросов национального освобождения и самоопределения от вопросов интернациональной революционной борьбы пролетариата против капитала.
Определяющую роль эти секции сыграли и в распропагандировании солдат интервентов стран Антанты в Одессе, Архангельске, Владивостоке. Эта работа по революционному разложению иностранных войск была проведена настолько успешно, что после ряда восстаний на флоте и отказа стрелять на фронте, французские и английские империалисты вынуждены были отозвать свои армейские контингенты в конце 1919 года. Это вкупе с международной кампанией солидарности профсоюзов и пролетариата США, Англии, Франции и других стран с Советской Россией и определило полный провал иностранной интервенции.
Национальные комиссии при Наркомате Национальностей совместно с партийными и военными органами сыграли важную роль в становлении советских республик в Эстонии, Латвии и Литве в конце 1918 – начале 1919 годов. Отдельные комиссариаты создавались и в отношении мусульманских народов, помогая им в укреплении автономных республик. Здесь важную роль всегда играл Ленин, который всегда постоянно подчеркивал необходимость поддержки процессов создания национальных государственных образований, даже в период наивысшего обострения гражданской войны.
Ещё осенью 1918 года В. И. Ленин в беседе с одним из деятелей революционного движения в Азербайджане Дадашем Буниатзаде говорил, что «потеря 26 комиссаров во главе с тов. Степаном не должна остановить начатого нами дела, нужно собрать снова силы и перевоспитать обманутых меньшевиками и эсерами рабочих и крестьян Азербайджана и освободить их». Тогда же Буниатзаде сообщал Ленину о том, что азербайджанские коммунисты придерживаются различных точек зрения относительно будущего государственного устройства республики: одни за создание в Азербайджане Советской социалистической республики, другие предлагают разделить Азербайджан на губернии, а последние — присоединить к РСФСР. Буниатзаде вспоминал: «Ильич по этому поводу прямо сказал, что первое мнение о создании самостоятельной республики правильно, а второе является колонизаторством и даже глупостью».
Подпольная общебакинская партийная конференция большевиков, состоявшаяся 2 мая 1919 года, выдвинула лозунг «Независимый Советский Азербайджан», противопоставленный независимости Азербайджанской Демократической Республики. Большевистская газета «Фугара садаси» («Голос бедноты») 17 августа сообщала, что идея создания Азербайджанской Советской республики одобрена В. И. Лениным. Как пишет Исаак Минц: «Лозунг „Независимый Советский Азербайджан“ помогал мобилизовать широкие массы азербайджанских рабочих и крестьян на борьбу за власть Советов, разоблачать мусаватистов, как ставленников иностранного империализма и предателей национальных интересов азербайджанского народа».
Аналогичную позицию занимали большевики и при образовании Украинской ССР и Белорусской ССР, в противовес националистических образований местных меньшевиков, получивших военную и политическую поддержку сначала от германского империализма, а затем от стран Антанты. Все эти факты позволяют говорить, что именно национальная программа большевистской партии и политика Советской власти в деле безусловного и прямого обеспечения права народов бывшей Российской империи на самоопределение, сыграли решающую роль в политическом завоевании масс национальных окраин, в окончательной победе над силами контрреволюции, в расширении и распространении национально-освободительной и революционной борьбы в странах Европы, Азии и Ближнего Востока.
Айнур Курманов
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Мы начинаем публиковать частями статью сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Айнура...
Мы продолжаем публиковать частями статью сопредседателя Социалистического Движения Казахстана...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...