СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Денис Данилевский: Неужели власть решила прислушиваться к гласу народа?

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Денис Данилевский: Неужели власть решила прислушиваться к гласу народа?


Такая почти фантастическая мысль приходит в голову при известии о принятии в Сенате поправок в некоторые законодательные акты, касающиеся общественного контроля. За этим длинным и бюрократическим названием кроется ряд поправок, главные из которых внесены в Административный процедурно - процессуальный кодекс РК. Суть в том, что наконец-то законодательно признана такая форма коллективного обращения, как петиция.

Но, внимательно прочитав поправки, приходится печально констатировать, что власть по-прежнему идёт проторенным путём – вроде бы громко заявляет о каких-то демократических преобразованиях, а на деле это лишь декорация, бутафория. Так получилось и с петициями. Скорее эти поправки можно назвать «о невозможности подавать петиции».

Петиции люди пишут и подписывают, чуть ли не каждый день. На сайте alash online сотни самых различных петиций. Например, сейчас идёт сбор подписей за бесплатный проезд школьников, против коррупции в «Казакстан темiр жолы», за снижение налогов для транспортных средств объёмом более 4 литров и т.д. Но дело в том, что эти петиции не имеют юридической силы. Власть может принять их к сведению, а может и проигнорировать.

После принятия поправок в законы петиция должна быть принята к рассмотрению. Вроде бы отлично! Но условия, при которых петиция будет рассмотрена, весьма трудновыполнимы.

Петиция подаётся на интернет-ресурс или в письменном виде. За 10 рабочих дней к петиции должны присоединиться не менее 50 граждан, если подана онлайн-петиция, а если письменная – за 20 дней. Затем уполномоченный орган (вероятнее всего им станет министерство культуры и информации) проверяет петицию на соблюдение всех условий. И далее публикует её в свободном доступе. Информация о том, что петиция открыта для подписания, направляется в СМИ.

После этого начинается процесс присоединения к петиции граждан. Для сбора подписей отводится полгода. Поддержать петицию можно либо с помощью электронной цифровой подписи, либо в письменном виде. Петиция, затрагивающая вопросы правительства, должна собрать не менее 50 000 голосов граждан. На уровне Астаны, Алматы, Шымкента и областей нужно собрать голоса 2% населения, если вопросы входят в компетенцию областного маслихата, и 1% голосов, если в компетенцию акимата. Для Восточно-Казахстанской области с населением 730 тыс. человек (данные на апрель 2023 г.) нужно собрать 14 600 и 7 300 голосов соответственно. Обратите внимание – речь идёт обо всём населении, включая грудных младенцев, дошколят, школьников и молодёжь до 18 лет, которые не имеют права голоса на выборах и даже не знают, что такое петиция! Логичнее было бы считать процент от количества избирателей, но власть сознательно усложнила дело.

Для городского и районного уровня нормы не поддаются никакой логике. 5000 голосов при населении более 50 000 человек для петиции в маслихат, и 2500 в акимат. Если население меньше 50 000, то 10% голосов всего населения для обращения в маслихат и 5% для петиции в акимат!

Только после этого петиция регистрируется и направляется министерством в государственный орган. На рассмотрение отводится 40 дней(!) для центральных госорганов и 20 дней для местных маслихатов и акиматов. При этом осуществляется выезд на место и публичное обсуждение вопросов, изложенных в петиции. В результате петиция может быть полностью или частично удовлетворена или в удовлетворении будет отказано.

Это первые барьеры на пути голоса народа. Следующие барьеры – это 17 пунктов, обозначающих, какие вопросы нельзя выносить в петиции. С некоторыми из них можно согласиться. К примеру, нельзя подавать петицию о статусе государственного языка, административно-территориального устройства, территориальной целостности и независимости РК. Конечно, такие петиции вызовут только раздрай в обществе. Но целый ряд ограничений можно толковать слишком широко, а это поле для произвола чиновников, определяющих судьбу петиции.

Под ограничение №2 вообще можно подтянуть любую петицию. Что означает «не могут быть предметом петиции вопросы, которые посягают на конституционный строй, общественный порядок, здоровье и нравственность населения»? К примеру, петиция за то, чтобы обложить олигархов повышенным налогом – она посягает на общественный порядок? А против передачи месторождений полезных ископаемых иностранным компаниям? Как определить уровень «посягательства» и кто станет определять?

В петиции нельзя поднимать вопросы, касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров. Это означает, что невозможно инициировать петицию, например, о выходе Казахстана из Всемирной торговой организации или любой другой международной организации. Или за отмену кабальных соглашений о разделе продукции при эксплуатации нефтяных месторождений. Даже за опубликование этих соглашений!

Петиции за отставку акимов, министров и прочих чиновников могли бы стать самыми популярными. Но и такие нельзя подавать! Потому что «не могут быть предметом петиции вопросы назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента, Правительства РК» и «регулируемые законодательством РК о выборах и республиканском референдуме».

Так что остаётся? Да практически ничего. Это нельзя, этих не трогай. А этот вопрос посягает на «общественный порядок». Неужели такой порядок заведён раз и навсегда, и его никак нельзя менять?

В итоге «гора родила мышь». Очередная имитация движения к демократии, чтобы где-нибудь на трибуне ООН заявить о масштабных политических реформах, «открытости, транспарентности» и прочем, прочем.

Почему нужен голос именно 50 000 граждан на республиканском уровне? Неужели 10 000, или 5000, и даже 1000 – это мало? А разве для районного уровня недостаточно 100 голосов? Сотня человек, поставивших свои подписи – разве это не повод для власти задуматься над решением проблемы? В районе с 20 тыс. населения собрать 2000 подписей для петиции в районный маслихат – это задача почти нереальная. Есть районы с плотностью населения менее 1 человека на кв. км. Сколько нужно проехать для сбора подписей! А интернет в сельской местности зачастую на уровне 90-х годов.

Приняты поправки и в другие законы. Например, депутаты маслихатов теперь обязаны не реже раза в год информировать избирателей о своей работе. Именно информировать, а не отчитываться. А это разные вещи! Почему бы не проводить отчёт народных избранников перед народом с оценкой работы депутата. Оценку давать как непосредственно в ходе отчётной встречи, так и онлайн, через сайты парламента и маслихатов, заверяя ЭЦП. Если дважды дана неудовлетворительная оценка – лишение мандата и новые выборы в этом округе. Но это мечты, такого власть не допустит.

Заседания правительства, министерств, акиматов, парламента, маслихатов, согласно поправкам к Закону «О доступе к информации» теперь являются открытыми. Но порядок доступа на эти заседания определяется регламентом! А в регламент можно написать кучу ограничений, вплоть до дресс-кода.

Руководство страны уже более 30 лет панически боится любого проявления даже элементов народовластия. Конкурентные выборы с равными возможностями для всех кандидатов, при строжайшем общественном контроле, ни разу за это время так и не состоялись. Знаю это не понаслышке, четыре раза сам участвовал в выборах, один раз стал депутатом, дважды работал в избирательном штабе. Власть не может допустить, чтобы в маслихатах и парламенте были даже не оппозиционеры, а просто люди, способные высказать иную точку зрения. Смешно и грустно было видеть, как в марте этого года делали всё возможное и невозможное, чтобы в ВК областной маслихат не прошла известная девушка – блогер. Просто титанические усилия. При такой избирательной системе выборы вообще теряют всякий смысл, это чисто показательный процесс для мирового сообщества.

Десятилетиями говорят о местном самоуправлении, но реально ничего не делается. Существующее якобы местное самоуправление – это жалкая пародия. Да и эта пародия действует лишь в сельской местности. В городах даже близко не подошли к МСУ. А будь реальное самоуправление на уровне кварталов, улиц, то народ не позволил бы посреди домов или прямо перед окнами впихнуть очередной торговый центр, или без согласия жителей проложить какой-нибудь Арбат. А главная причина в том, что МСУ означает перераспределение бюджета, часть средств должна уйти на низовой уровень.

Порог численности для создания партий снизили, и протрубили об этом, как о высшем достижении. Но организация партии по-прежнему обставлена сложнейшими условиями. Практически нереально, чтобы в Казахстане появилась настоящая оппозиционная партия. Например, Социалистическая партия, заявившая о создании оргкомитета. Все действующие партии идут в русле незыблемости капитализма лишь с некоторыми оттенками. А без реальной оппозиции не бывает развития общества. Создать независимый рабочий профсоюз – легче слетать на обратную сторону Луны.

Выразить требования на митинге и других мирных акциях также практически невозможно. На всю планету заявили, что теперь не разрешительный, а уведомительный характер проведения мирных собраний. И что изменилось? В Усть-Каменогорске уже десятки раз отказывали в проведении митингов и пикетов. Причина одна – на этом месте и в это время якобы проводятся либо мероприятия, либо ремонтные работы. Ни мероприятий, ни работ реально не было. Известный общественный деятель Леонид Карташёв пытался в суде признать действия акима города незаконными, подтверждая свою правоту актами и видеозаписями. Но решение, естественно, принято в пользу акима.

В суде обычному человеку доказать свою правоту также весьма затруднительно. На заявления и жалобы приходят отписки от того, на кого жалуются. Петиции, едва войдя в текст закона, уже заведомо станут очередной формальностью. Общественные слушания организуются так, чтобы на них было как можно меньше народа, да и носят рекомендательный характер.

В итоге любая народная инициатива, любая критика, а тем более мирный протест гасятся всеми силами. А потом вдруг внезапно получается Жанаозен или Кантар, с погромами, мародёрством, поджогами, жертвами, «бунт бессмысленный и беспощадный», когда народ просто выплёскивает своё накопившееся годами недовольство. Наверное, провластные политологи, социологи, эксперты, советники докладывают, что так можно удерживать ситуацию бесконечно долго. Но ничего вечного не бывает, всё кончается. Любые противоречия, в том числе и общественные, рано или поздно должны быть решены, и общество переходит на другой уровень.

Денис Данилевский

 



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун