ВЫСТУПЛЕНИЕ Д. КУЦУМБАСА — ГЕНСЕКА ЦК КПГ, ПОСВЯЩЁННОЙ 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Образование – это фундаментальная основа безопасности государства и развития личности в современном информационном обществе, основанном на экономике знаний. В Казахстане одной из чрезвычайно важных причин падения качества образования явился разрыв связи науки и образования из-за дефицита настоящих ученых. За годы Независимости Казахстана количество псевдодиссертаций, псевдопрофессоров, псевдодоцентов неимоверно выросло, так как академической честности в диссертационных советах не было и поэтому до сих пор проблема антиплагиата остается нерешенной ввиду того, что диссертации, защищенные за последние 30 лет не прошли на антиплагиат.
Об этом 24 декабря 2018 года была опубликована статья Тимура Аубакирова «Казахстанские научные работы невозможно проверить на предмет плагиата».
Отсутствие настоящих ученых привело с снижению конкурентоспособности и качеству научных исследований, что подтверждается следующими показателями:
1) Согласно отчету рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее - ГИК ВЭФ) за 2019 год по фактору "Инновационный потенциал" Казахстан опустился по сравнению с 2018 годом с 87 на 95 место среди 141 стран.
2) По "Качеству научно-исследовательских институтов" за 2020 год занял 82 место. 3) Согласно ежегодному индексу инноваций "Bloomberg" в 2020 году Казахстан занял 59 место из 60 стран.
Без повышения качества медицинского вуза невозможно говорить о высоком профессионализме врачей. Институты гражданского общества должны оценивать качество образования, влиять на образовательную политику, в том числе государства, и согласовывать направления расходования ресурсов в интересах общества. Однако в Казахстане интересы государства и общества существенно расходятся с личными и корпоративными интересами из-за высокой коррупции.
Здравоохранение в Казахстане принадлежит клану семьи Шармановых – академику Т.Шарманову и его сыну – гражданину США Алмазу Шарману, которые решают все вопросы в здравоохранении – от руководящего состава, стратегических вопросов в здравоохранении. Членами диссертационных советов медицинских вузов были и являются люди семьи Шармановых. Этими Диссертационными Советами были подготовлены десятки кандидатов и докторов наук по компилированным материалам, не имеющим научной ценности. Такими фальшивыми учеными были заполнены все должности профессорско-преподавательского состава медицинских вузах РК, тем самым было подорвано будущее казахстанской медицинской науки. Мешать настоящим ученым, расставлять везде своих людей, родственников и приближенных – это политика, проводимая этим кланом для извлечения корыстных целей.
Неслучайно уровень коррупции подтверждается данными международной организации Transparency International, который опубликовал, что по Индексу восприятия коррупции за 2021 год Казахстан ухудшил свои позиции, набрав 37 баллов и заняв 102-ю строчку из 180-ти.
Отсутствие фундаментальных медицинских знаний приводит к профессиональной деградации врачей различных специальностей. Проводимая реформа здравоохранения бывшими и настоящими министрами не дала видимых результатов. Продолжительность жизни в Казахстане не доходит до 70 лет.
По данным Департамента Организации Объединённых Наций по экономическим и социальным вопросам / United Nations Department of Economic and Social Affairs (UNDESA). Life Expectancy Index 2022 в рейтинге стран мира за 2022 год по среди 236 стран мира Казахстан занял 167 место с уровнем продолжительности жизни 69 лет 4 месяца. Позади Казахстана такие страны, как Индия, Афганистан, регионы Африки и др.
Проблемы, связанные со здоровьем населения, представляют все большую угрозу национальной безопасности. Однако действующий министр Гиният Ажар активно продвигает только цифровизацию - расширение созданной инфраструктуры для сбора цифровых данных, то есть получение информации для всех уровней системы здравоохранения. По мнению Правительства такая инфраструктура обеспечит поддержку принятия клинических, управленческих и политических решений, цифровизацию клинических и административных процессов здравоохранения.
При этом сами проблемы и предлагаемые реформы о ПМСП – первичной медико-санитарной помощи остаются нерешенными.
Обеспечение доступной и качественной первичной медико-санитарной помощи должно быть приоритетом при формировании системы здравоохранения.
Современная концепция по обеспечению доступной и качественной первичной медико-санитарной помощи должна предусматривать 3 уровня:
1-й уровень — первичная медико-санитарная помощь, ориентированная на первичный прием, профилактику и амбулаторное лечение.
2-й уровень — специализированная медицинская помощь, ориентированная на более сложные проблемы, зачастую требующие стационарного лечения.
3-й уровень — специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
В итоге ПМСП должна быть направлена на решение следующих задач:
- снизить заболеваемость на 40-50%, нетрудоспособность на 20%;
- снизить смертность;
- повысить выявляемость хронических заболеваний на 10-15% и сократить среднюю продолжительность временной нетрудоспособности на 30%.
Оказание ПМСП невозможно без вопросов транспортировки с помощью реанимобилей, которые должны быть оснащены электрокардиографами, аспираторами, дефибрилляторами, запасами кислорода, а также портативными лабораторными приборами, используемые в рамках Point-of-care testing – прикроватного тестирования в месте оказания помощи пациенту в целях своевременной диагностики. Переносные портативные лабораторные инструменты включают глюкометр, устройства для исследования нервной проводимости и других наборов для тестирования уровня кардиомаркеров, сахарного диабета, кислотно-щелочного баланса, наркотиков, гемостаза, холестерина и т.д.
Реанимобили должны быть оснащены и готовы спасать жизни в сложных условиях на удаленных объектах, в том числе со слаборазвитой дорожной инфраструктурой, в любых погодных условиях. Однако недостаточная оснащенность портативными лабораторными приборами не позволяет проводить своевременную диагностику и оказывать квалифицированную качественную медицинскую помощь пациентам.
Остро стоит проблема по подготовке и обучению специалистов лабораторной службы, так как кафедра клинической лабораторной диагностики КазНМУ им.Асфендияряова была ликвидирована в 2019 года Алмазом Шарманом из-за личной мести к Садвакас Айман (о чем была опубликована статья «Месть выше государственных интересов» в январе 2021 года на сайте Регион-Евразия).
Особенно острая нехватка специалистов лабораторной службы ощущалась в период пандемии ввиду снижения качества лабораторных тестов на COVID 19. Кроме того, отсутствие лабораторий по высокотехнологичным и междисциплинарным направлениям, а также высококвалифицированных специалистов привело к тому, что результаты отечественных научных исследований не находят признания в мировом научном пространстве. Это показывает их низкий уровень качества и низкую результативность.
Декларация Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от «26» декабря 2019 года № 982 о том, что персонализированная медицина позволит на доклиническом этапе выявлять и прогнозировать ход заболевания, выполнять превентивные мероприятия, тем самым снизить расходы на лечение и реабилитацию предотвратимых заболеваний, является пустым обещанием, так как кафедра клинической лабораторной диагностики ликвидирована и какими алгоритмами будут реализовываться поставленные планы по персонализированной медицине непонятно.
Образование и здравоохранение – это не просто статьи расхода для бюджета, а важнейшие сферы, от состояния которых в значительной степени зависят качество жизни людей и перспективы развития. Наступивший кризис в здравоохранении является результатом деградации медицинского образования.
Медицинская наука как важнейший инструмент процесса познания транслирует добываемое знание обществу посредством образования, а последнее помогает науке это знание сохранять и развивать, в том числе через подготовку научных кадров в медицинских вузах. Поэтому первым постулатом медицинского образования и каждого медика является учиться всю свою жизнь. Именно это должна обеспечить новая парадигма медицинского образования. Без высоко квалифицированного профессорско-преподавательского состава из числа серьезных и талантливых ученых, которых можно привлечь из ближнего и дальнего зарубежья, невозможно остановить процессы деградации медицинского образования.
Деградация медицинского образования и низкий профессиональный уровень выпускаемых врачей становится все более опасным и станет причиной фактов неправильного диагноза, врачебных ошибок и искажения истинной причины смерти, что в свою очередь нанесет существенный вред в области охраны здоровья населения.
Айман Садвакас, магистр медицинских наук
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Начать свое выступление я хочу с цитаты из статьи, опубликованной в онлайн журнале «Пропаганда»....
На сайте alash.online появилась петиция, инициированная Движением родителей, педагогов и...
В минувшую субботу 16 июля по инициативе Международной коалиции по запрещению биологического...
Одно из важных направлений весьма умеренных буржуазно-демократических реформ, инициированных...