Левые группы и рабочий класс в Западной Европе в первой четверти XXI века
Начать свое выступление я хочу с цитаты из статьи, опубликованной в онлайн журнале «Пропаганда»....
Виктор Калгин: Уже много лет все человечество использует в качестве инструмента проявления демократии выборы. Выборы проходят примерно одинаково во всех странах. Обычно избиратель приходит на избирательный участок, удостоверяет свою личность, получает бюллетень для голосования, идет в кабинку для голосования, ставит галочку в нужной строке и бросает заполненный бюллетень в урну. На этом миссия избирателя заканчивается.
Вроде все просто и понятно. Но эта система сильно уязвима к человеческому фактору и полностью зависит от честности всех участников выборного процесса. Причем, выборный процесс уязвим на всех этапах. Специальные люди могут вбросить лишние бюллетени в урну во время голосования, может быть задействован административный ресурс и от участка к участку будут ездить группы подневольных студентов, голосуя по нескольку раз, устраивая так называемые карусели. Ну и в конце концов, избирательная комиссия может задвинуть наблюдателей в дальний угол и посчитать голоса так как это нужно их начальству. Но даже абсолютно честные выборы не гарантируют того, что в депутаты пробьются люди, которые будут голосовать не в интересах народа, а в интересах узкой группы лиц. Мы все это видели на примере всех действующих парламентских партий. Даже пример с переименованием столицы, когда они все единогласно проголосовали за переименование Астаны в Нур-Султан, и эти же люди проголосовали через пару лет в обратное переименование.
А есть ли альтернатива? Конечно есть – это электронное голосование. Критически настроенные люди тут же возразят, что это вообще не надежная система, что с бумажными бюллетенями хоть какой-никакой, но контроль. А если сделать выборы электронными, то администратор сервера может просто сам вписать нужный процент. Да и если даже допустить, что выборы будут самыми честными в истории человечества, есть риск того, что третьи силы захотят взломать сервер выборов и подправить результаты голосования в нужную для них сторону. Да, такие риски есть и США это ощутили на своей шкуре, что даже обвиняли Россию в попытках взлома их системы выборов. А все от того, что все действующие электронные системы выборов по-прежнему централизованы. Беда в том, что в современном представлении, система электронных выборов – это обычный сайт, на обычном сервере и имеет все те же недостатки, что и обычный сайт. Даже банковские системы иногда подвергаются массированным атакам, что уж говорить про такой инструмент как выборы, в которых итоговый результат некоторым лицам может принести больше выгоды чем если взломать сотню банков.
И что теперь? Оставить архаичные бумажные выборы? Нет. В современном мире технологии меняются стремительно, что многие люди просто не успевают за ними. А информации льется столько много, что уследить за всем новым или понять все новое просто нереально. И вот из всей массы нового, в качестве решения озвученных проблем в выборной системе можно использовать блокчейн. Многие уже слышали этот термин и думают, что это что-то сложное и намертво связано с криптовалютами, такими как Биткоин или Эфир. И для всего этого нужны мощные видеокарты. Но блокчейн это не только криптовалюты, и даже больше – это не криптовалюты. Криптовалюты используют блокчейн для своей надежности. И если вы где-то услышали, что кто-то взломал блокчейн и украл биткойны, это неверно понятая и неверно переданная информация. Взламывают не блокчейн, а хранилища с паролями для кошельков, которые хранятся на обычных серверах и сайтах.
Так что же такое блокчейн? Если уж совсем простым языком, то это деление информации на отдельные блоки и алгоритм кодирования этих блоков так, чтобы все блоки были связаны друг с другом как цепь. Отсюда и название Block Chain (Цепочка блоков). При этом все записи в блоке цепочек чувствительны к времени и порядку. В любой цепи сначала создается первоначальный блок с информацией у которого есть свой защитный код (ХЭШ). Когда создается следующий блок, то в этом блоке сохраняется информация о ХЭШе первого блока и свой собственный. При создании третьего блока в нем сохраняется ХЭШ второго блока и свой собственный. И так до бесконечности. При этом ХЭШ очень чувствителен к изменениям. Если, допустим, есть блок цепочек в сто блоков и злоумышленник захочет изменить любую информацию, например, в блоке №10, то блок №11 тут же начнет конфликтовать, потому что в нем записана информация о ХЭШ блока 10, который был создан раньше по времени и вся система уже будет знать, что блок №10 был отредактирован.
И чтобы в системе не было конфликтов, нужно отредактировать все блоки с №10 до №100 и строго по порядку. А если у нас будет цепочка в десять миллионов блоков? Представляете сколько времени на это уйдет, чтобы просто изменить запись в каждом блоке? Даже если эти блоки не будут использовать кодирование и просто открыты для редактирования. Даже если на каждый блок уходит по одной секунде, то на замену информации у всех десяти миллионов блоков уйдет порядка 116 суток. Но дело в том, что каждый блок защищен современными методами криптографии, которые используются в наших ЭЦП. Взломать при желании можно что угодно, но на подбор кода для одного блока, при современных мощностях компьютеров может уйти несколько лет. А взломанные результаты голосования через сто лет после голосования, будут уже не актуальны. И это только одна из преград которая стоит на пути у злоумышленников. Как уже выше говорил, уязвимость многих систем в том, что они централизованы, т.е. у них есть определенный центр, который нужно взломать или как-то обмануть. Но у технологии блокчейн есть возможность ее использования децентрализовано, т.е. без единого центра, где вся информация хранится сразу у всех участников блокчейна, а не на одном сервере. И периодически в этой системе происходит синхронизация и сверка всех записей в блокчейне. Даже если кому-то и удастся взломать записи во всем блокчейне на своем компьютере, то через несколько минут его записи заменятся на первоначальные.
Давайте теперь это перенесем на систему выборов. Как примерно я это вижу. Правительство выкладывает программное обеспечение для голосования на сайте ЕГОВ, ЦИК, областных акиматов, в маркетах Google и Apple. Каждый желающий проголосовать скачивает это приложение, устанавливает и приступает к процедуре голосования. Для голосования можно использовать наши действующие ЭЦП. При этом система блокчейн гарантирует полную анонимность, никто и никогда не узнает кто и как проголосовал. ЭЦП нужна только для того, чтобы гарантировать, что в выборах принял участие живой человек, а не фэйк или бот. При этом еще можно использовать метод прослеживаемой кольцевой подписи. Этот метод позволяет оставить анонимным только один голос. Если же человек захочет проголосовать два и более раз, то система раскрывает данные человека проголосовавшего более одного раза и засчитывает только первый голос. Тем самым полностью исключаются «карусели».
После установки ПО и начала голосования, тот человек, кто проголосует первым создает автоматически первый блок для цепи. Второй проголосовавший человек создает второй блок в котором сохраняется ХЭШ и первого блока. При этом устройство второго человека сначала скачивает файл с блоками к себе, дополняет блокчейн новой информацией и отправляет обновленный файл первому человеку. Третий проголосовавший автоматически находит в сети ближайший файл блокчейна, создает третий блок с информацией о голосе и ХЭШе второго блока и автоматически рассылает новый файл первым двум участникам голосования. Три проголосовавших устройства равно три файла блокчейна. Миллион проголосовавших равно миллион файлов блокчейна. Чем больше людей проголосует, тем более надежнее становится система. Можно взломать один сервер, можно взломать сразу десять серверов, но ОДНОВРЕМЕННО взломать несколько миллионов устройств невозможно.
Что это нам даст?
Кто-то скажет, что это наверное очень сложно, что потребует привлечение иностранных специалистов? А вот и нет. Технология блокчейн довольно простая и может быть освоена программистом средней руки. В интернете можно найти даже исходный код простого блокчена всего в двести строк кода на Java. И в Казахстане есть специалисты, которые уже освоили технологию блокчейн применительно к именно выборам. На первоначальных этапах эту технологию можно применить к выборам акимов, президента, депутатов парламента. Но в перспективе, данная технология позволяет перейти от представительной демократии, когда мы выбираем депутатов, к прямой демократии, когда каждый гражданин уже по факту сам является депутатом и имеет один голос в принятии новых законов. Используя блокчейн, можно проводить референдумы хоть каждый день и в день по нескольку разных вопросов можно обсуждать. С этой технологией можно не только проводить референдумы, но и голосования на местном, муниципальном уровне, на уровне одного КСК, микрорайона и так далее.
Такая система будет выгодна простому народу, поскольку действительно исключаются фальсификации, подмены голосов и прочих махинаций. Но такая система крайне невыгодна чиновникам, привыкшим к управляемой и подконтрольной «демократии».
Виктор Калгин
Доклад прозвучал 5 ноября на конференции «Социалистическая альтернатива для Казахстана» в Алматы
Начать свое выступление я хочу с цитаты из статьи, опубликованной в онлайн журнале «Пропаганда»....
В субботу 5 ноября в Алматы состоялась конференция, приуроченная к 105-ой годовщине Великой...
Дмитрий Бурминский: Тема моего доклада «Марксизм и социальная справедливость» требует не просто...
«Туркестанский легион» в СССР однозначно был символом предательства. Сейчас же образ этого...
Одно из важных направлений весьма умеренных буржуазно-демократических реформ, инициированных...