СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Вопрос самый прозаический: хватит ли в бюджете средств на зарплаты, пенсии, пособия?

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Вопрос самый прозаический: хватит ли в бюджете средств на зарплаты, пенсии, пособия?


 Новый год начал свой ход. Вряд ли можно сказать, что он связан с какими-то надеждами на лучшее будущее. Скорее, вопросы возникают совсем уж прозаические, приземленные. Например, хватит  ли в бюджете денег на зарплату госслужащим и бюджетникам, на пенсии, пособия, лечение льготных категорий населения?

 Вопрос не праздный. Экономика Казахстана сырьевая и зависит от объёма экспорта, в первую очередь нефти. А значит, от цен на нефть, маршрутов транспортировки «чёрного золота», геополитической обстановки, курса мировых валют, и т.д. Даже весьма далёким от политики людям хорошо известно, что экспорт нефти в прошлом году лихорадило из-за атак беспилотников Вооружённых сил Украины на причальные устройства Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске.  Из трёх причалов сейчас работает лишь один. Более того, ВСУ стали атаковать и танкеры, приходящие на загрузку нефтью. Даже танкеры, зафрахтованные американской компанией Chevron. 

Посмотрим общую ситуацию в нефтяной отрасли РК. «По данным Бюро национальной статистики, добыча нефти и газоконденсата в Казахстане в 2025 году составила 99,4 млн. тонн, или 113,3% к показателю 2024 года. Рост обеспечило завершение Проекта расширения Тенгиза, но достичь «круглой цифры» помешали обязательства в рамках сделки ОПЕК+ и перебои в отгрузке нефти через систему КТК, вызванные атаками на инфраструктуру нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск», а также временные ограничения приёма сырого газа с Карачаганака Оренбургским ГПЗ» - сообщает Телеграм-канал «Нефть и газ Казахстана» https://t.me/oilgazKZ

  Тем не менее, план по экспорту нефти в прошлом году был выполнен уже за 11 месяцев. «Экспорт нефти за 11 месяцев составил 73,4 млн. тонн или 116,1% к аналогичному периоду 2024 года. Необходимо отметить, что план 2025 года по экспорту нефти в объёме 70,5 млн. тонн достигнут», – сообщил в середине декабря 2025 г.  вице-министр энергетики Сунгат  Есимханов.


 Несмотря на оптимистичные цифры, последствия атак ВСУ на причалы и танкеры весьма серьёзные. «Январский экспорт, по сообщению Reuters, отстаёт от графика на 70%. Источники агентства говорят, что объем экспорта КТК за 1-12 января, ⁠в среднем, составлял около 500 тыс. баррелей в сутки при первоначальном графике в 1,65 млн. баррелей. Приостановка экспорта через КТК ограничивает добычу на каспийских месторождениях: по данным источника, производство сырья в Казахстане рухнуло за 12 дней января на 35% к декабрю – до 1,21 млн. баррелей в сутки. Часть добытой нефти приходится перенаправлять на другие маршруты, в том ‍числе в «Баку – Тбилиси – Джейхан», в Китай и в Германию по нефтепроводу «Дружба».

 Есть и ещё один немаловажный фактор – снижение цен на нефть. Стоимость нефти марки Brent снизилась с 75 долларов за баррель в апреле до 62 долларов в декабре. Основной причиной снижения стоимости углеводородов стал переизбыток предложения на мировом рынке, сформировавшийся под воздействием ряда факторов». Неутешительный прогноз и в наступившем году. «По прогнозам ОПЕК, в 2026 году рост спроса на нефть будет невысоким: в США — на 0,12 млн. баррелей в день, в ЕС — на 0,04 млн. б/д, в Китае — на 0,19 млн. б/д, в Индии — на 0,22 млн. б/д. Сочетание стремительного роста добычи и умеренного увеличения потребления ведет к формированию глобального избытка нефти. По прогнозам Управления энергетической информации США (EIA), цена нефти марки Brent в среднем в 2026 году составит около 51 доллара за баррель». 

 Важное последствие для мировых цен  имеет и экспорт дешёвой российской нефти в Китай и Индию. Из-за санкций Россия вынуждена продавать нефть даже дешевле мировой цены, чтобы обеспечить поступления в бюджет. 

 Снижение стоимости нефти  существенно сказалось и на нефтяной выручке Казахстана. «Несмотря на рост экспорта, прямые налоговые поступления в Национальный фонд от нефтегазовой отрасли в январе-ноябре текущего года составили около 3,6 трлн. тенге, что эквивалентно примерно 6,9 млрд. долларов. По сравнению с соответствующим периодом 2024 года поступления снизились на 3,2%, а по сравнению с аналогичным периодом 2023 года – на 17%».

 Всего же на 1 января 2026 г. активы Нацфонда составили 77,77 млрд. долларов. В течение 2025 года из Национального фонда было изъято 5,3 трлн. тенге при поступлениях в размере 3,7 трлн. тенге. 

  Теперь изучим параметры республиканского бюджета на этот год. Доходы предусмотрены в сумме 22,8 трлн. тенге. Из них налоговые поступления 18,8 трлн. Трансферты – 3,6 трлн. Затраты – 26,2 трлн. тенге. Дефицит бюджета составляет 4,5 трлн. тенге.  А вот ненефтяной дефицит  составляет 9 триллионов тенге. Ненефтяной дефицит — это разница между всеми налоговыми и другими доходами бюджета (которые не связаны с добычей и продажей нефти) и всеми затратами бюджета. Простыми словами – это дефицит бюджета, если бы не было поступлений от нефти. Таков реальный показатель зависимости от экспорта углеводородов. Почти половина бюджета!

 Каковы социальные обязательства государства в 2026 году? Наибольший объём затрат предусмотрен на социальное обеспечение – 6,8 трлн. тенге. Это пенсии, пособия, помощь многодетным семьям  и прочие виды социальных льгот. Напомним, что в этом году пенсии по возрасту выросли на 10%, больше стала и базовая пенсионная выплата, привязанная к прожиточному минимуму и общему  стажу работы.

 Почти 2,5 трлн. государство выплатит из бюджета в Фонд социального медицинского страхования за лечение в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи и за тех граждан, которые освобождены от уплаты страховых взносов, в частности детей и пенсионеров. К слову, в прошлом году такие выплаты составили 2,96 трлн. тенге.  

 Итого 9,3 трлн. тенге предстоит профинансировать государству по первоочередным социальным обязательствам. Это как раз половина от всех планируемых налоговых поступлений в республиканский бюджет, ровно столько, сколько составляет ненефтяной дефицит, и в 2 раза больше дефицита бюджета. Хватит ли возможностей обеспечить всех нуждающихся в поддержке государства?  

 Ситуация на самом деле весьма непростая. Ведь стоит вывести из строя последний работающий причал в Новороссийске, или ещё раз атаковать танкеры – и экспорт через КТК может вообще прекратиться. По другим маршрутам экспортируется мизерный объём нефти. Стоит резко измениться динамике цен на углеводороды в сторону удешевления, и поступления в бюджет также сократятся. Хотя Казахстан и получает совсем небольшую долю от добытой и проданной нефти, но, тем не менее, финансовая зависимость огромная.

 Конечно, пока угрозы бюджетного дефолта нет и ещё долгое время не будет. В случае чего можно использовать средства Нацфонда. Сейчас, если пересчитать на тенге, в национальной копилке собрано 34,73 трлн. тенге. В бюджете 2026 года предусмотрен гарантированный трансферт из Нацфонда в сумме 2,7 трлн. тенге. Видимо, будут и целевые трансферты, ведь дефицит составит 4,5 трлн. Но уже несколько лет из Нацфонда берут больше денег, чем поступает.

 Будут ли в полном объёме поступать в республиканский бюджет налоги от других секторов экономики? Ещё в прошлом году власти заявили, что планируют за счёт снижения порога для уплаты  налога на добавленную стоимость и повышения НДС собрать дополнительно порядка 5 трлн. тенге. В новом налоговом кодексе порог для уплаты НДС снижен до 10 000 МРП (43 250 000), а налог повышен с 12 до 16%. Выдержит ли такую нагрузку малый и средний бизнес, которому и нести главное бремя этих налоговых изменений? 43 млн. годовой выручки – это ничтожный уровень, по 3,5 млн. в месяц. Где ещё найти средства на уплату 16% с этих ничтожных сумм?

 Незавидная участь ждёт и совсем малые фирмы, на уровне ИП с 2-3 работниками, а то и вовсе и без работников. Ведь с 1 января многим уже пришлось перейти с «упрощёнки» на общеустановленный налоговый режим (ОУР). Иначе лишишься договоров с крупными компаниями, работающими на ОУР. В итоге  налоги вырастут с 3%  в несколько раз, да ещё и бухгалтера нужно содержать, отчётность значительно усложнилась. Удастся ли выйти хотя бы в «ноль»?  Ещё несколько месяцев, и станет ясно – кто сможет как-то выжить, а чья гибель неизбежна, и лучше закрыться, чем накапливать бремя долгов. И бравые расчёты правительственных экономистов о дополнительных триллионах могут совсем не оправдаться.

 Такова реальность сырьевой экономики, да ещё в стране, не имеющей выхода к океану. Всё «на волоске», всё зависит от любого шороха в мировой геополитике, от воли, желаний и интересов  сильных мира сего. Конечно, олигархи и самая крупная буржуазия от этих колебаний не пострадают. Их богатство и благосостояние растёт в любом случае. Это нам, простому народу, приходится думать, как выживать каждый день, выплатят ли пенсию, будет ли зарплата.  Что станет  после 1 апреля, когда закончится мораторий на повышение тарифов за комуслуги и цен на ГСМ?

 Об этом думает народ. А вот власть занята совсем другими заботами. Например, переименованием парламента в Курултай, или введением поста вице-президента, очередной конституционной реформой. Начальству, как говорится, виднее. Может быть, действительно, это самое важное?

Денис Данилевский              



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун