«29 ноября 2025 года, в 04:06 по Мск, в результате целенаправленной террористической атаки безэкипажными катерами в акватории Морского терминала КТК получило значительные повреждения выносное причальное устройство КТК ВПУ-2. Дальнейшая эксплуатация ВПУ-2 не представляется возможной».
Увидел новость, но не оч хотелось верить. Ждал официальный релиз КТК. Он подтверждает публикации в тгк.
Что ж… На морском терминале КТК всего 3 ВПУ - выносные причальные установки. Именно с их помощью нефть из Казахстана «грузится» в танкеры, а затем поставляется в европейском направлении. Уничтожение одной из трёх ВПУ, безусловно, приведет к снижению экспорта и добычи нефти в Казахстане.
Это, конечно, не снизит экспорт на треть в ближайшее время, но существенно затруднит поставки в прежних объемах.
Какое-то время влияния на добычу нефти в РК это не будет оказывать - она будет продолжаться в т.н. «штатном режиме», потому что у КТК есть резервуары примерно на 1 млн тонн, но затем возникнут объективные логистические сложности даже при погрузке на ж/д цистерны по пути и тд.
Напомню, депутат Парламента РК Ермурат Бапи в предыдущую атаку заявил, что «Украина ведет священную войну против агрессора и вправе наносить любые удары».
Наверное, нужно задать ему публичный вопрос: как он мыслит сейчас и соответствует ли его позиция, как народного избранника, государственным интересам Казахстана.
С 1 января по 21 ноября 2025 г. отгрузки через КТК выросли на 13% до 65,5 млн тонн. Около 90% в отгрузках КТК - нефть из Казахстана. Значит, в месяц это около 5,3 млн тонн или ~40 млн баррелей на сумму $2,4 млрд.
Если выпадет как минимум 20% от этого объема - это потери в $470 млн в месяц (с учетом работы двух других ВПУ на полную мощность и переориентирования части объемов по другим маршрутам).
Если эти проблемы продлятся долго, а их невозможно решить за короткое время, то мы потеряем добычу и экспорт нефти как минимум на $1,5 млрд.
Логистика по БТД в 3 раза дороже, чем КТК (около $5 за баррель против ~$15 за баррель), жд поставки и др тоже будут дороже, следовательно, даже если каким-то чудом удастся сохранить темпы добычи и экспорта - все равно и нефтяные компании, и бюджет Казахстана потеряют деньги.
Есть теоретическая возможность направить выпадающие объемы в Китай по недозагруженному нефтепроводу (Атасу-Алашанькоу), но это вопрос переговоров и опять-таки логистики.
Нужно иметь ввиду, что на этой неделе сигнал «Mayday» подали два нефтяных танкера в Черном море (Virat и Kairos - под флагом Гамбии), которые шли «сухими» на погрузку в Новороссийск и подверглись атакам БЭКов.
Такой вот у нас Mayday… Однако, здравствуйте, проукраинские казахстанские деятели.
Олжас Байдильдинов