В Казахстане грядут очередные повышения цен на газ. Министерство энергетики страны обосновывает это неизбежностью предотвращения дефицита, утверждая, что нынешние предельные оптовые цены не покрывают даже себестоимости производства.
С 1 июля 2025 года планируется корректировка этих цен, что отражено в проекте приказа министра, опубликованном на портале «Открытые НПА». Министерство настаивает на том, что сохранение низких цен приведёт к критическому дефициту газа. Однако, такое объяснение выглядит весьма спорным и требует более глубокого анализа.
Заявление Минэнерго о том, что низкие цены ведут к дефициту, является лишь поверхностным объяснением гораздо более сложной проблемы. Настоящая причина, по всей видимости, кроется не в ценах, а в существенных структурных недостатках газовой отрасли Казахстана.
Дефицит обусловлен неспособностью существующих газоперерабатывающих заводов обеспечить достаточный объём производства, нехваткой мощностей и, что крайне важно, нежеланием иностранных компаний, в основном американских, британских и европейских, поставлять Казахстану необходимые объёмы природного и попутного газа в достаточных объёмах. Это не просто предположение, а скорее, очевидный вывод, исходя из сложившейся геополитической ситуации и политики этих компаний.
Правительство Казахстана, взявшее курс на либерализацию экономики и отказ от прямого ценового регулирования, выбрало путь решения проблемы через постоянное повышение цен. Это не только не решает коренные проблемы, связанные с производством и инфраструктурой, но и создаёт дополнительные риски для населения и бизнеса.
Повышение цен, разумеется, значительно увеличит прибыли действующих нефтедобывающих компаний, а в перспективе — и будущих владельцев приватизированных газоперерабатывающих заводов. Таким образом, политика государства фактически сводится к перекладыванию бремени решения проблем на плечи потребителей, в то время как структурные проблемы остаются нерешенными.
Отказ от субсидирования и поддержки газоперерабатывающих заводов, наряду с либерализацией цен на электроэнергию (также повлиявшей на себестоимость газа), усугубляет ситуацию. Создаётся впечатление, что правительство предпочитает быстрые, но неэффективные решения, вместо долгосрочных стратегий, направленных на развитие газовой отрасли и повышение её эффективности. Это не просто повышение цен, а системная проблема, в которой интересы крупных игроков рынка поставлены выше интересов населения и обеспечения энергетической безопасности страны.
Более того, повышение цен, объясняемое предотвращением дефицита, может привести к социальному напряжению и негативно повлиять на экономическое развитие. Высокая стоимость газа скажется на стоимости других товаров и услуг, что неизбежно ухудшит жизненный уровень населения. Вместо того, чтобы решать проблему путем повышения эффективности газоперерабатывающих заводов, внедрения новых технологий и привлечения надежных партнёров для поставок газа, правительство выбирает путь простого повышения цен, что является краткосрочным и неэффективным решением.
Поэтому нужно разрабатывать новые газовые месторождения своими силами, строить новые газоперерабатывающие заводы и увеличивать производственные мощности существующих, а не приватизировать их и максимально увеличивать отпускную цену, которая станет новым налогом на промышленность и население страны.
Таким образом высокие цены на газ, на ГСМ, на электроэнергию, будет только бить по реальному сектору экономики, на который и так увеличили налоговую нагрузку. Такая энергетическая и тарифная политика в интересах крупного сырьевого капитала и олигархов не только не решит проблему дефицита, а лишь обогатит немногих и ускорит системный кризис экономики.
В долгосрочной перспективе такая политика может привести к ещё более серьёзным последствиям, чем просто дефицит газа. Это не решение проблемы, а её маскировка.