Вопрос приватизации Атырауского и Павлодарского нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Казахстане, поднятый Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК), вызывает множество вопросов и дискуссий. Предложение АЗРК о продаже 50% долей в этих крупных промышленных предприятиях чиновники основывают на примере Шымкентского НПЗ, 51% которого принадлежит китайской CNPC.
Первый заместитель председателя АЗРК, Рустам Ахметов, ссылается на положительный опыт Шымкентского НПЗ, указывая на снижение количества аварий, технологических сбоев и затрат на ремонтные работы под частным управлением, как на доказательство якобы эффективности частного сектора в данной отрасли. Он утверждает, что отсутствие государственного вмешательства и бюрократии способствует более эффективному и продуктивному управлению.
Однако, ситуация значительно сложнее, чем простое сравнение. Стоит детально рассмотреть ряд факторов, прежде чем делать окончательные выводы о целесообразности приватизации. Те же регулярные аварии на Атырауском и Павлодарском НПЗ указывают на необходимость значительных инвестиций в модернизацию и повышение безопасности производства.
Интересно, но оба этих НПЗ уже прошли капитальный ремонт, на который были списаны миллиарды тенге и получается, что после государственных вложений их теперь хотят продать, как и газоперерабатывающие заводы, частным компаниям. Ранее такие объекты передавались в управление и в собственность структурам, связанным с семьёй Назарбаева или с его олигархами-кассирами. Теперь догадайтесь с двух попыток кому могут попасть эти НПЗ после приватизации.
Очевидно, что на рынке топлива периодически создавались искусственные кризисы, чтобы сначала оправдать курс на полную дерегуляцию ценообразования и взвинтить цены на ГСМ и сжиженный газ, а теперь наступил черёд и продажи стратегических НПЗ в частные руки. В итоге произойдёт монополизация рынка только уже в интересах не государства, а приближённых к трону олигархов.
Вместо строительства новых НПЗ за последние тридцать три года «независимости» не построено ни одного подобного предприятия, как и ни одной мощной электростанции в стране. В итоге и те еще советские активы уходят в карман частникам, а цены на энергоносители вырастут для потребителей в разы, разогревая инфляцию и процесс обесценивания тенге. Вместо насыщения рынка дешёвым ГСМ всем придётся платить втридорога за ограниченные объёмы топлива и еще и закупать за рубежом, что уже делается и сейчас.
Поэтому дефицит ГСМ никуда не исчезнет, а так называемая «конкурентная среда» не появится даже близко. Сверхприбыли же будут делить паразитические частные компании, тесно связанные с высшими чиновниками, которые этим фактически облагают новым налогом или данью весь реальный сектор экономики страны. Приватизация оставшихся НПЗ в этом смысле ведёт лишь к дальнейшему удушению оставшихся отраслей экономики и сельского хозяйства и ударит по всему населению страны!