Фильм "La Tregua/Перемирие", снимающийся в испанской провинции Алава и предназначенный для Netflix, представляет собой очередную попытку увековечить образ Казахстана как территории, усеянной советскими ГУЛАГами. Этот первый казахстанский проект для Netflix, режиссером которого выступает Мигель Анхель Вивас (известный по сериалу "Бумажный дом"), основан на нарративе о якобы массовых репрессиях и "геноциде" казахского народа в советский период.
Сюжет вращается вокруг группы испанских заключенных, оказавшихся в КарЛАГе (Карагандинском лагере), одном из подразделений ГУЛАГа, расположенном на территории Казахстана. Производством фильма занимаются испанская компания Plano a Plano и казахстанские Amanat Capital и UMAIFILM, что подчёркивает международный характер проекта и, возможно, стремление к более широкой аудитории.
Генеральным продюсером со стороны Казахстана выступает Ерлан Бекхожин, известный медиаменеджер. Участие в проекте как испанских, так и казахстанских актеров подчёркивает намерение рассказать историю с двух точек зрения, хотя сам по себе выбор темы и её интерпретация вызывают серьёзные вопросы.
Фильм, несомненно, продолжает линию антисоветской пропаганды, вписываясь в широкую тенденцию переосмысления истории СССР с акцентом на репрессии и жертв. Эта тенденция наблюдается не только в Казахстане, но и на Западе, где исторические нарративы часто избирательно фокусируются на негативных аспектах советской эпохи, минимизируя или игнорируя позитивные достижения и контекст политических реалий того времени.
"Перемирие» следует этому тренду, подчеркивая страдания заключенных в КарЛАГе, что служит подтверждением мифа о массовом «геноциде» и всеобъемлющих репрессиях в СССР. При этом важно отметить, что историческая правда часто многогранна и требует более глубокого анализа, чем предлагают подобные фильмы.
Финансирование проекта с казахстанской стороны вероятно осуществляется из государственного бюджета, так как частные кинопроизводственные компании в Казахстане пока не способны реализовывать проекты такого масштаба самостоятельно. Это факт подтверждает тесную связь между государственной идеологией и антисоветским нарративом, активно продвигаемым в современном Казахстане. Фильм может служить инструментом формирования определенного исторического мифа, выгодного для нынешнего политического режима.
Следует отметить, что КарЛАГ, как и другие лагеря ГУЛАГа, представление о нём как о символе всеобъемлющего «геноцида» — это упрощение сложной исторической реальности. Необходимо учитывать контекст того времени, включая гражданскую войну, экономические трудности, необходимость слома сопротивления социалистическому строительству со стороны имущих классов и борьбу с бандитизмом и уголовщиной, а также геополитические вызовы, с которыми сталкивался Советский Союз. Фильм, сосредоточившись на судьбе испанских заключенных, рискует опустить широкий спектр исторических событий и опыта разных народов.
Важно также заметить, что вопрос о "геноциде" казахского народа в советский период является предметом острых исторических дебатов. Провластные националистически настроенные историки доказывают наличие элементов геноцида в политике советского режима, в то время как другие спорят с этой интерпретацией, указывая на более сложную причину демографических изменений в тот период.
Фильм «Перемирие», вероятно, займёт сторону первой группы историков, но это не делает его исторически объективным. Таким образом, фильм представляет собой не столько историческую документалистику, сколько художественное произведение с явно выраженным искажённым идеологическим посланием для поддержания образа СССР, как государства якобы проводившего постоянные репрессии и уничтожение казахов, которое внушается молодому поколению граждан Казахстана.