В пятитомнике «История Казахстана» критикуется советская наука, которая не готовила в КазССР в послевоенный период целый пласт специалистов в обрабатывающей промышленности (машиностроение, радиоэлектроника, автомеханика, технические науки) Критикуются также научные учреждения за неудовлетворительное планирование и организацию научно-исследовательских работ, за отрыв науки от плановой экономики. Делается упор на описание репрессий против историков и писателей, на засилье марксистско-ленинской идеологии в науке и литературе.
В том же пятитомнике напрочь отсутствует глава посвященной науке и образованию в 1980-е годы в КазССР. А все потому, что 80-е годы были золотым периодом науки в КазССР. Дело в том, что темпы развития промышленности в КазССР в тот период были самыми высокими по СССР. Естественно, такой процесс интенсивного скачка привел к мощному рывку в научной среде.
Так что советская наука шла в ногу с плановой экономикой. К началу 1980-х годов в КазССР было 21,1 тысячи научных сотрудников в 140 научных учреждениях. Рост вузов и научных учреждений был не только в период индустриализации в 1930-х, когда были основаны основные казахские вузы. Резкое увеличение научных учреждений наблюдался и в 1980-е вплоть до 1990 года, когда численность научно-технических сотрудников достигала 50,62 тысяч человек.
Критикуя в пух и прах достижения советской науки, которая «была в плену марксисткой ограниченности» в КазССР, пятитомник все же признает что из 50,62 тысяч ученых после 1990 осталось к 1998 году осталось только 10,9 тысяч. Т.е. если с 1980 по 1990 прирост ученых был в 2,4 раза, то за 8 лет независимости уменьшение почти в 4,6 раза. Тот же пятитомник с горечью признает, что приватизация научной сферы не оправдалась. Рыночной экономике, оказывается, не нужны научные институты в сфере сельского хозяйства, астрономии, сейсмосмологических и радиоэлектронных исследований.
Сокрушается пятитомник, что казахская наука не смогла найти эффективные источники финансирования в условиях рыночной экономики. Оказывается, достижения казахстанской науки не нужны западному капиталу, который предпочитает импортировать готовые технологии для добычи наших ресурсов. И это вынуждены признать даже авторы пятитомника, которые критиковали советскую науку за "неэффективность в плановой экономике".
Приватизация энергетических объектов не улучшила ситуацию и с подготовкой технических кадров в сфере энергетики. Частный капитал и тут не будет вкладываться в обучение кадров. В Казахстане, если верить министерству энергетики РК, нехватка более 2 тысяч специалистов энергетики. Как заявляет Казахстанская электроэнергетическая ассоциация, реальные цифры кадрового голода гораздо выше, не хватает более 15 тысяч сотрудников теплоэлектростанций. В этой ситуации только научное сотрудничество с российскими техническими вузами может помочь. Российские вузы совместно с казахстанскими вузами уже начали в этом году подготовку технических кадров в сфере энергетике по программе ««Инженер по цифровому моделированию распределительных сетей».
Для сравнения, по доле НИОКР в ВВП Казахстан уступает России почти в 6 раз. Российская наука и промышленность, несмотря на санкции с 2014 года, развиваются. По абсолютным затратам на науку РФ входит в мировую пятерку. Если сравнивать по деньгам, то Россия тратит в 9 раз больше на науку чем Казахстан. И это в условиях войны и жесточайших санкций.
Амангельды Есенов