В Казахстане принято решение об отмене предельных цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), что стало очередным шагом в рамках гибельной либерализации экономики. На круглом столе, посвящённом этой теме, глава Агентства по защите и развитию конкуренции Марат Омаров сообщил о планах по отмене ценового регулирования.
Он отметил, что данное решение якобы не означает полного отказа от контроля, так как параллельно будет проводиться работа с крупными игроками рынка для обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства.
Важным аспектом является то, что были убраны некоторые посреднические компании, связанные ранее с семьёй Назарбаева. Так, ранее компания ТОО «Petrosun» контролировала около 50% рынка ГСМ благодаря своему оптовому дому. Однако в рамках комиссии по демонополизации было решено вернуть этот актив в структуру «КазМунайГаза». Это решение позволило государству увеличить своё присутствие на рынке, и сейчас оно контролирует около 80% оптового рынка ГСМ через группу компаний «КМГ» и вновь созданное ТОО «Petrosun». Таким образом, государственный контроль за ценами и поставками остаётся пока значительным.
Но этот положительный шаг вовсе не означает того, что он сможет помочь предотвратить резкие скачки цен на ГСМ в ситуации, когда правительство само отказывается от механизмов управления и контроля, что уже вызывает перебои с горючим в западных регионах страны.
Так, следующим шагом в рамках этой реформы станет дерегулирование цен на автозаправочных станциях. Глава АЗРК подчеркнул, что эти изменения являются частью более широкой стратегии, которая была обозначена в указе президента. В настоящее время ведётся работа по информированию крупных сетей о новых правилах соблюдения антимонопольного законодательства, что должно по задумке либералов в правительстве обеспечить прозрачность и «честную конкуренцию» на рынке.
По задумке - главная цель этих реформ заключается в поэтапном снижении ценового контроля, особенно в розничном сегменте, с тем чтобы создать более «конкурентную среду». Это, в свою очередь, должно способствовать якобы улучшению качества услуг и снижению цен для конечных потребителей. Но ни к чему кроме роста цен и искусственного дефицита с огромными очередями и ухудшением качества ГСМ это не приведёт!
Важно отметить, что подобные изменения, связанные с резким ростом стоимости на бензин и дизельное топливо, могут оказать значительное влияние на экономику страны, так как цены на ГСМ напрямую связаны с другими секторами, такими как транспорт и логистика.
При этом, отмена предельных цен может вовсе не способствовать привлечению инвестиций в нефтегазовую отрасль Казахстана, как это думают в правительстве, так как иностранные инвесторы не заинтересованы в инвестировании во внутренний рынок ГСМ, а работают лишь на вывоз сырья.
В ситуации отсутствия контроля и предельных цен возможны риски, связанные с колебаниями цен на мировых рынках, которые могут отразиться на внутреннем рынке. Поэтому самоустранение государственных органов лишь ведёт к хаосу, дефициту, к росту цен, к новой монополизации только теперь частниками и очередными компаниями, связанными с придворными олигархами.
Всё это ударит в итоге по населению и приведёт к росту инфляции и к дальнейшему обесцениванию тенге, подстегнув развитие энергетического кризиса в стране в ситуации отсутствия генерирующих мощностей и необходимого количества заводов по переработке нефти и газа.