ВЫСТУПЛЕНИЕ Д. КУЦУМБАСА — ГЕНСЕКА ЦК КПГ, ПОСВЯЩЁННОЙ 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Во всем многоголосом хоре дискуссий вокруг строительства АЭС (именно эти три буквы и имеются в виду) лишь немногие заглядывают в самую суть вопроса, пытаются ответить на вопрос – откуда же всё это началось?
А зародилась проблема возведения атомной электростанции там же, где и все другие основные нынешние проблемы – на обломках Советского Союза, обломках советской экономики, основанной на общенародной собственности, плановом характере и централизованном управлении, что всё вместе составляло единый народно-хозяйственный комплекс.
В советской энергетике производство и потребление электроэнергии базировалось на таком уникальном достижении, как Единая энергосистема СССР (ЕЭС). Формирование ЕЭС началось ещё в 1956-1959 годах, когда были введены первые в стране дальние линии электропередач (ЛЭП) 400-500 кВ, соединившие волжские ГЭС с Москвой и Уралом.
Успешный опыт первых дальних ЛЭП высокого напряжения положил начало их массовому строительству. В 1978 году было завершено формирование ЕЭС СССР, когда в её состав вошла объединённая энергосистема Сибири. Теперь через ЦДУ (Центральное диспетчерское управление) можно было регулировать передачу мощностей от крупнейших в мире сибирских ГЭС. За счёт разницы во времени электроэнергия из Сибири поступала в период пиковой нагрузки в объединённую энергосистему Казахстана и в европейскую часть. А когда пик потребления происходил в Сибири, и снижался в других регионах, электричество передавалось из Казахстана и Урала на Восток.
Кстати, к ЕЭС СССР были подключены и европейские страны соцлагеря, входившие в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Такая мощная единая энергосистема охватывала территорию от Улан-Батора до Берлина! При этом стоимость электроэнергии была чисто символической, поскольку её производство и распределение происходило не ради извлечения прибыли, а для удовлетворения нужд промышленности и населения в электричестве. Напомню, что за киловатт/час в быту платили 4 копейки, при наличии электроплит 2 копейки, и никто потребление не ограничивал, как сейчас.
Восточный Казахстан и энергосистема «Алтайэнерго» были закольцованы с энергосистемой Сибири через ЛЭП – 500 «Подстанция «Рубцовская» - подстанция «Усть-Каменогорская» в Глубоковском районе.
В Энергетической программе СССР на длительную перспективу (до 2000 года), принятой в 1984 году, было запланировано дальнейшее развитие межсистемных электрических связей за счёт строительства ЛЭП переменного тока напряжением 1150 кВ и 750 кВ, а также постоянного тока напряжением 1500 кВ. Важнейшие из них – линия Сибирь-Казахстан – Урал (1150 кВ) и Экибастуз-Центр постоянного тока 1500 кВ.
О дефиците электроэнергии при такой системе перенаправления мощностей говорить не приходилось. Строительство атомных станций планировалось в основном в Европейской части СССР и на Урале. При этом АЭС решили возводить не только для производства электроэнергии, но и для теплоснабжения, и даже для промышленного теплоснабжения (производство горячей воды и пара). Источник – «Основные положения Энергетической программы СССР на длительную перспективу», 1984 г.
О строительстве АЭС в Казахстане речи не шло. В этом не было необходимости при развитии мощного Экибастузского топливно-энергетического комплекса и поступлении энергии из Сибири. Если говорить в целом о развитии ядерной энергетики, в программе предусматривалось «изучить пути совершенствования реакторов на быстрых нейтронах, а также практического использования тория и его соединений в ядерном цикле». На втором этапе программы «должны быть созданы реакторы энерготехнологического назначения и опытно-промышленные установки управляемого термоядерного синтеза. Термоядерная энергетика рассматривается в качестве одного из наиболее вероятных направлений создания практически неисчерпаемого источника энергоснабжения».
Таковы были планы, и нет никакого сомнения, что при сохранении Союза и плановой экономики они были бы реализованы. Но уже через 7 лет и СССР, и его экономика были разрушены. Разрушили и Единую энергосистему. Её ликвидировали даже в России. Электроэнергия стала обычным товаром, а не важнейшим социальным условием жизни. Региональные энергосистемы также были ликвидированы как единое целое. Немалая часть электростанций, электросетей, тепловых сетей, ремонтных подразделений перешли в частную собственность. Электричество и тепло стали продавать с целью получения прибыли. Проходя длительную цепочку собственников, энергия с каждым этапом этого пути к потребителю дорожает.
Пользуясь наследием ЕЭС СССР в виде магистральных межсистемных ЛЭП, Казахстан продолжает получать электроэнергию из России, и таким образом восполняет её дефицит. Но, естественно, уже не бесплатно, как в советское время, а на «коммерческой основе». К примеру, «во втором полугодии прошлого года Казахстан увеличил закупки российской электроэнергии на 156% к аналогичному периоду 2022 года, а ее цена выросла почти на треть, до 5,4 рубля за кВтч, или 26,08 тенге по текущему курсу Национального банка (всего Россия получила за свою электроэнергию $172 млн., или на 175% больше)». Источник https://kz.kursiv.media/2024-05-03/zhnb-electrokzrussiaimportup/
Это уже реалии капитализма. Более 30 лет после развала СССР власти Казахстана практически ничего не делали для увеличения выработки собственной электроэнергии. Просто тупо до упора использовали советское наследие в энергетике. И когда это наследие уже дошло до полного физического износа, вдруг задумались – а что же делать? Можно продолжать увеличивать закупки электричества в РФ. Но и там ресурсы не бесконечны, поскольку Россия идёт тем же путём, только советское наследие ей досталось более мощное, особенно в энергетике. Да и ситуация, когда соседняя страна может «отключить рубильник» и остановить, погрузить население и промышленность РК во тьму, не совсем хорошая.
Ситуация с электроэнергией – это показатель полной некомпетентности руководства страны. Было принято множество программ индустриально-инновационного развития, но кроме громких названий толку от них никакого. А какое может быть развитие, если не хватает электричества?! Вот и возникла идея построить АЭС. Правда, в этом случае можно вспомнить поговорку: «Поздно пить «Боржоми», когда почки отказали». За 10 лет (в лучшем случае), а в худшем за 12-15 лет, дефицит электричества только возрастёт, и мощности АЭС при оптимистичном варианте лишь покроют потребности «в ноль», и не позволят располагать резервом.
За эти средства можно было бы построить с десяток ТЭЦ или газовых станций, и в более короткие сроки. Но сдерживает давление Европейского союза, требующего перехода к «зелёной энергетике» и полной углеродной нейтральности. Казахстан, кстати, принял программу перехода к такой нейтральности в 2060 году. Вот-вот ЕС введёт углеродный налог на товары, при производстве которых была использована энергия, или технологии с ископаемым топливом. И тогда те же предприятия цветной металлургии ВКО испытают трудности с экспортом, а это будет означать трудности и для всех жителей Восточного Казахстана. Введение такого налога пока отложено из-за войны России и Украины и неопределённости в геополитическом положении.
Как Казахстан будет выполнять свои обязательства по углеродной нейтральности – не совсем понятно. Ведь возобновляемые источники энергии, ветряки и солнечные батареи, даже если их совокупная мощность будет высока, не выполнят цель выработки тепловой энергии. А в этом году в Усть-Каменогорске отопительный сезон, несмотря на якобы глобальное потепление, начался 26 сентября. Холод пришёл к нам чуть ли не с началом осени. Да и АЭС не будет обогревать жилища казахстанцев. Поэтому АЭС – это дело далёкое, углеродная нейтральность ещё более далёкое, а вот строительство ТЭЦ-2 в Усть-Каменогорске, ТЭЦ в Семее и Кокшетау – это необходимая реальность. Даже стоимость сжиженного газа для заправки автомобилей у нас хотят сравнять со стоимостью бензина. Потому что уже не хватает газа для промышленных целей. Вот такая «нейтральность»!
Перед референдумом ни сторонники АЭС, ни противники, так и не задались вопросом – а как же мы вообще дошли до жизни такой, что электричество стало дефицитом, и введены лимиты на потребление?! А ведь это фактически «карточная система»! Три десятка лет назад нам говорили, что никакого дефицита, как при «совке», больше никогда не будет! Как же так получилось – колбасы полно, а электричества не хватает?
Лично для меня референдум по АЭС не представлял никакого интереса. Кроме всего прочего, этот референдум хорошо выполнил роль отвлечения общественного внимания от главных проблем нашего бытия. Вопрос по АЭС явно не самый судьбоносный. А судьбоносные на референдум не выносят, и никогда не будут выносить.
Денис Данилевский, техник-электрик по специальности «Электрические станции, сети и системы»
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
Мы представляем вниманию читателей текст доклада члена Инициативной группы по формированию...
Только национализация отрасли и строительство новых электростанций при плановом управлении...
Представляем вниманию читателей доклад Ирины Алпеевой, члена Инициативной группы по созданию...