Кыргызстан и Узбекистан, несмотря на давление со стороны США, уже подписали договора о постройке Росатомом атомных станций малой мощности (АСММ) на базе реакторов РИТМ-200Н (аналогичная технология применяется при строительстве наших "плавучих АЭС").
Ташкент в связи с угрозами США уменьшил мощность проектируемой АЭС с более чем 2 ГВт до 330 МВт (6-реакторная станция), но сам проект реализуется. Бишкек изначально планировал двухреакторную станцию на 110 МВт и вопрос тоже вроде бы решен.
Насколько я понимаю, российскую сторону это решение вполне устраивает, так как нам нужны в большей степени не мощности, а тиражирование технологий, особенно новых и прорывных. Пример "Westinghouse" показывает, как без реальной работы по новым проектами можно скатиться в ничтожество. (Что-то похожее произошло у США и в космической отрасли, из-за чего МКС целиком снабжается российскими ракетами).
Кроме того, специалисты указывают на то, что новые российские АСММ строится и запускается гораздо быстрее АЭС традиционной конструкции, что позволяет оперативно наращивать мощность станции монтажом новых элементов. То есть после поражения НАТО на Украине на основе строящейся базы можно увеличивать мощность узбекской и кыргызской АЭС до требуемых показателей путем "достройки", уже не боясь американских угроз.
А сейчас Ташкент и Бишкек получили передышку, избежали трений с российскими поставщиками и начали строить новые энергообъекты.
Почему что-то подобное не может реализовать Казахстан? Повторю еще раз: помимо активности западного лобби - в тотальной некомпетентности МИД РК и Мурата Нуртлеу. В период его работы в АП и МИД были разрушены отношения республики с большинством соседей и партнеров, установилось недоверие к Астане и практически международной изоляции. Президент Токаев многое пытается исправить в ручном режиме, но чаще всего это удается только ценой серьезных уступок и потерь.
Никита Мендкович