СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Вот и сказке про отмену утильсбора конец

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Вот и сказке про отмену утильсбора конец


Петицию об отмене утильсбора отклонили. Эта петиция стала одной из первых, набравших необходимые для рассмотрения  50 000 подписей. Но и первой, которую отклонили.

  Такой финал был вполне предсказуем. Отмена утильсбора и других обременительных платежей неминуемо повлечёт за собой ввоз  подержанных иномарок, чего так желают автолюбители. Купить пусть и не новую, но добротную иномарку по сходной цене желают многие из них. Да и финансовые возможности не позволяют претендовать на новый автомобиль, ведь цена на приличную машину с высокой проходимостью  начинается от 10 миллионов.

   Но отмена всех заградительных преград на пути подержанных автомобилей означает и плачевное состояние  т.н. казахстанского автопрома – автосборочных заводов. Вот и на рабочей группе по рассмотрению петиции чиновники  сетовали, что легализация подержанных авто с киргизскими и армянскими номерами сильно повлияла на динамику продаж новых автомобилей казахстанской сборки. Напомним, что народ оправдал давнюю мудрость  «голь на выдумки хитра», и воспользовался преимуществами Евразийского экономического союза. Машины покупали и регистрировали в Киргизии и Армении, перегоняли в Казахстан. Когда количество таких автомобилей перешло на сотни тысяч, власть решила запретить их эксплуатацию без регистрации в РК. Но поскольку стоимость регистрации включала  таможенную «очистку» и утильсбор, то сумма зачастую превышала цену самого автомобиля. После протестов автолюбителей было принято решение о легализации по высокой, но не «драконовской» цене.

  Для ВКО и Усть-Каменогорска эта история с утильсбором особенно примечательна. Именно в Усть-Каменогорске ещё в 2002 году  запустили первый автосборочный  завод в Казахстане. Компания «Бипэк Авто», начинавшая свою историю  с перегона и продажи иномарок из Европы, переросла рамки торговли и вышла на новый этап – сборочное производство. Это была инициатива владельца компании  Анатолия Балушкина. В недостроенном цехе Востокмашзавода появился завод «Азия Авто». Начав со сборки «Нивы», постепенно производство дошло до выхода с конвейера иномарок, пробовали собирать даже «Кадиллак», но из-за низкого спроса ограничились всего несколькими экземплярами.

   Вполне естественно, что правительство стало принимать меры по стимулированию продаж машин казахстанской сборки. Первым в 2008 году ввели запрет на ввоз праворульных автомобилей. Сначала предлагали даже самое радикальное решение – вообще запретить их эксплуатацию. В Усть-Каменогорске в ноябре 2006 года владельцы праворулек собрались на несанкционированный митинг, который проходил на ипподроме. Возмущение было вполне обоснованным – фактически людей могли лишить частной собственности, в которую они вложили немалые деньги. К тому времени в Казахстане насчитывалось 157 тыс. японских автомобилей с правым рулём.  Героиней этой акции стала женщина, которая пришла с плакатом «Я люблю свою машину!». Наша газета поставила этот снимок на первую полосу (на фото). Кстати, сразу же возникли предложения по переоборудованию с правого руля на левый стоимостью всего от 2 до 6 тыс. долларов. Кстати. Тысячи праворулек  1990-х годов выпуска до сих пор успешно бороздят просторы нашей необъятной страны, что говорит об их высоком качестве.

 Затем появилось льготное автокредитование, оказавшее  поддержку сборочному производству РК. Десятки тысяч желающих воспользовались возможностью взять кредит под 4% годовых и купить иномарку казахстанской сборки.

  После обвала рубля в 2014 году в Казахстан за 2 месяца было ввезено из России более 150 тысяч резко подешевевших для обладателей тенге машин. Казахстанцы хлынули в соседнюю страну не только за автомобилями, но и за бытовой техникой, квартирами, и даже продуктами. И не зря: больше такого курса -  2 тенге за рубль -  не было. Автопром РК оказался в сложной ситуации. Тогда и было принято решение о введении с 2016 года утилизационного сбора и других платежей. Ставка утильсбора доходила до нескольких миллионов тенге.  Автопром РК также обязали платить утильсбор, но его возвращают  автопроизводителям в качестве меры поддержки, и эта сумма не включается в стоимость  автомобиля. Таким образом власти рассчитывают, что автомобили казахстанской сборки будут дешевле ввезенных с завода – производителя напрямую. Ну, а ввозить подержанные авто и вовсе невыгодно при таких размерах утильсбора. Кроме этого был введён и сбор за первичную регистрацию автомобиля,  его сумма увеличивается в зависимости от года производства машины. Например, при первичной регистрации авто возрастом от трёх лет и выше, включая год производства, нужно уплатить 1 846 000 тенге! Отметим, что при ввозе машины из страны, не входящей в Евразийский экономический союз, нужно ещё заплатить таможенную пошлину, НДС и стоимость испытаний автомобиля на соответствие техническому регламенту. После январских событий 2022 года стоимость утильсбора для легковых автомобилей снизилась на 50%, но по-прежнему остаётся высокой и обременительной. Между тем, народ так и не ринулся покупать авто отечественной сборки, за 8 лет после введения утильсбора и драконовских цен на первичную регистрацию автопарк  страны продолжает устаревать: число машин старше 10 лет выросло почти на 1 млн. (на 43%), а средний возраст автомобиля вырос до 22 лет. Машины в основном покупают на вторичном рынке.  Источник https://forbes.kz/articles/kak_utilsbor_privel_k_kriticheskomu_ustarevaniyu_kazahstanskogo_avtoparka

   И вот петицию за отмену утильсбора отклонили. Всё остаётся по-прежнему. Наивные надежды, что после того, как государство «грохнуло» «Бипэк Авто» и Балушкина, отменят и утильсбор, рассеялись, как утренний туман. Сам владелец первого казахстанского автозавода ещё несколько лет назад  в своём письме к президенту объяснил причину расправы над «Бипэк Авто» - его отказ передать подавляющую долю бизнеса представителям Карима Масимова и руководству Жусан банка. Согласись он на эти условия – и на «Азия Авто» продолжали бы собирать автомобили и получать государственную поддержку.

 Когда разваливали Советский Союз, народу усиленно внушали, что свободная рыночная конкуренция решит все проблемы – создаст изобилие товаров по доступным ценам и с высоким качеством, т.к. в конкурентной борьбе победит действительно сильнейший. Между тем, если бы советские люди, несмотря на всеобщее образование, хотя бы иногда читали серьёзную экономическую литературу, то они бы знали, что никакой свободной конкуренции при капитализме нет. Об этом писал и Владимир Ильич Ленин ещё в декабре 1917 года в статье «Как организовать соревнование». Позволю себе полностью процитировать этот очень важный абзац.

 «Буржуазные писатели исписали и исписывают горы бумаги, воспевая конкуренцию, частную предприимчивость и прочие великолепные доблести и прелести капиталистов и капиталистического порядка. Социалистам ставили в вину нежелание понять значение этих доблестей и считаться с «натурой человека». А на самом деле капитализм давно заменил мелкое товарное самостоятельное  производство, при котором конкуренция могла в сколько-нибудь широких размерах воспитывать предприимчивость, крупным и крупнейшим фабричным производством, акционерными предприятиями, синдикатами и прочими монополиями. Конкуренция при таком капитализме означает неслыханно зверское подавление предприимчивости, энергии, смелого почина массы населения, означает также замену соревнования  финансовым мошенничеством, непотизмом, прислужничеством на верху социальной лестницы».  История с казахстанским автопромом показывает абсолютную верность ленинской мысли. Отклонение петиции об отмене утильсбора – ещё один показательный эпизод в этой  печальной истории.

 В целом введение электронных петиций, которое было преподнесено чуть ли не как торжество демократии,  превращается в фарс. В начале августа обещают принять решение по петиции об отмене перевода времени на час назад. Чиновники и т.н. учёные продолжают упорно стоять на своём: перевод времени – это благо, которое жители просто  ещё не поняли. А в Восточном Казахстане уже сейчас, в конце июля, темнеет в 7 часов вечера, приходится включать освещение. Что будет в сентябре, когда дети пойдут в школу – нетрудно представить. А в декабре, в период самых коротких световых  дней, вообще настанет эра тьмы. Но, судя по всему, и эту петицию отклонят. А министр культуры и информации Аида Балаева уже высказалась за увеличение численности подписей для принятия петиции к рассмотрению. Дескать, 50 тысяч подписей собираются довольно легко. Никакой конкуренции нет и в обмене мнениями. Власть просто диктует свои условия – и всё. Сказали, что перевод времени - это хорошо, значит хорошо.

                     Денис Данилевский



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун