Актобе вот уже четвертый день борется с дефицитом газа на заправках. Водители, привыкшие к стабильному доступу к топливу, столкнулись с беспрецедентной ситуацией - впервые в этом году им приходится сталкиваться с нехваткой газа.
Хотя ситуация в Актобе является новой, дефицит топлива уже наблюдался осенью 2023 года. Тогда жители Астаны столкнулись с тем, что им приходилось заправлять автомобили по талонам, а очереди на заправках растягивались на километры. В качестве объяснения "КазМунайГаз" указывал на рост потребления газа, спровоцированный разницей в цене между ним и бензином. Сжиженный нефтегаз (СНГ) в прошлом году был в три раза дешевле бензинового топлива АИ-92, что сделало его привлекательным альтернативным источником энергии для многих казахстанцев.
Однако, по утверждению "КазМунайГаза", текущий уровень цен на сжиженный газ делает его производство нерентабельным, что, в свою очередь, отрицательно влияет на доступность топлива. В свою очередь, Минэнерго, отстаивая точку зрения, что нигде в мире газ не используется как топливо, не видит проблемы в дефиците СНГ, ссылаясь на "нерентабельность" его производства.
В настоящее время дефицит СНГ в Казахстане оценивается примерно в 20–25 %. Минэнерго, осознавая проблему, пытается управлять ситуацией, ежеквартально распределяя по регионам 360 тыс. тонн топлива, но этого явно недостаточно - реальная потребность составляет 490 тыс. тонн. Актюбинская область, получившая 10,9 тыс. тонн, сталкивается с острой нехваткой, ее реальная потребность в газе составляет 16 тыс. тонн.
В то время как Актобе страдает от дефицита, Астана пытается решить проблему, ограничивая вывоз топлива за рубеж. В мае казахстанские власти продлили введённое в ноябре прошлого года эмбарго на пропан, бутан и СНГ на шесть месяцев. Это решение, хотя и направленное на стабилизацию ситуации внутри страны, не останется без последствий для соседних государств. В частности, на топливном рынке Таджикистана отметили повышение цен на газ на 1,2 сомони.
Дефицит СНГ в Казахстане - это не только проблема для водителей, но и сигнал о необходимости пересмотра топливной политики. Необходимо проанализировать причины дефицита, учесть потребности всех регионов, и разработать комплексные меры, которые учтут интересы как производителей, так и потребителей.
Особого внимания заслуживает необходимость увеличить производство СНГ в стране, улучшить его распределение по регионам, а также разработать механизмы контроля за его экспортом. Это позволит снизить зависимость от импорта и стабилизировать цены на топливо. Но без активного вмешательства государства в экономику и без внедрения плановых начал стабилизировать ситуацию не получится.
Как мы знаем, правительство напротив отказывается от механизмов контроля над ценообразованием, предоставляя добывающим компаниям, в том числе западным, а также посредническим структурам бесконтрольно повышать цену на газ на внутреннем рынке. Таким образом РК и Центральную Азию ждет резкий рост стоимости энергоносителей в ближайшие полгода – год.